Административно хозяйственные функции это

Использование служебного положения – квалифицирующий признак при совершении корыстных преступлений: мошенничества, присвоения и растраты

Административно хозяйственные функции это

В соответствии с п. 29 Пленума Верховного суда РФ от 30.11.2017 года № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» под лицами, использующими свое служебное положение при совершении мошенничества, присвоения или растраты (часть 3 статьи 159, часть 3 статьи 159.

1, часть 3 статьи 159.2, часть 3 статьи 159.3, часть 3 статьи 159.5, часть 3 статьи 159.

6, часть 3 статьи 160 УК РФ), следует понимать должностных лиц, обладающих признаками, предусмотренными пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ, государственных или муниципальных служащих, не являющихся должностными лицами, а также иных лиц, отвечающих требованиям, предусмотренным пунктом 1 примечаний к статье 201 УК РФ (например, лицо, которое использует для совершения хищения чужого имущества свои служебные полномочия, включающие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации).

Признак совершения преступления с использованием своего служебного положения отсутствует в случае присвоения или растраты принадлежащего физическому лицу (в том числе индивидуальному предпринимателю) имущества, которое было вверено им другому физическому лицу на основании гражданско-правовых договоров аренды, подряда, комиссии, перевозки, хранения и др. или трудового договора. Указанные действия охватываются частью 1 статьи 160 УК РФ, если в содеянном не содержится иных квалифицирующих признаков, предусмотренных этой статьей.

Согласно примечания к ст.

285 УК РФ должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительный, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

В соответствии с примечанием к ст. 318 УК РФ представителем власти признается должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости.

Согласно Постановлению Пленума Верховного суда РФ № 19 от 16.10.

2009 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.

При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

При квалификации преступления с использованием своего служебного положения необходимо учитывать, что использование служебного положения должно облегчить лицу получение чужой собственности.

Источник: https://www.prokamur.ru/edu_cont.php?idle=2024

Субъекты служебных преступлений — FINDOUT.SU

Административно хозяйственные функции это

Ø Должностные лица

Ø Государственные и муниципальные служащие

Ø Лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях

Чаще всего служебные преступления совершаются должностными лицами. И не зря в период действия УК РСФСР эти преступления назывались должностными. Понятие должностного лица сформулировано в примечании к ст.285. Наряду с термином должностное лицо фигурируют еще и спец должностные лица – международные должностные лица.

Должностными признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ (примечание к ст. 285 УК).

Виды должностных лиц:

1. Представители власти

2. Лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в ВСРФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Представителем власти является должностное лицо правоохранительного или контролирующего органа, а также иное должностное лицо, наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости (примечание к ст. 318 УК).

Ключевая фраза – это то лицо, которое наделено распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящимися от него в служебной зависимости. Т.е. обладает правом давать распоряжения лицам, которые не находятся от него в служебной зависимости.

Начальник университета МВД? Надел свой генеральский мундир и пресекает преступление. Полицейский, если он действительно выполняет задачу, которая определена законом о полиции – пресечение правонарушения, он представитель власти.

А когда он начальник университета, он не является представителем власти. Лица от него находятся в служебной зависимости. Поэтому полицейский, когда выполняет другие задачи, нужно смотреть, что он выполняет. Прокурор района. Когда он кого-то приглашает на беседу, он представитель власти.

Когда дает распоряжение своему заместителю – он не представитель власти, потому что дает распоряжение своему подчиненному.

Лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в ВСРФ, других войсках и воинских формированиях РФ

Тут в отношении этих лиц важны три момента. Виды функций, по которым мы относим лиц к разряду должностных – организационно-распорядительные. В ПП Пленума дано развернутое определение организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций.

Организационно-распорядительные функции – это функция управления людьми, подчиненными, зависимыми по службе. Это, например, функция распределения обязанностей, назначения на должности, поддержания дисциплины и т.д.

кроме того, принятие решений должностным лицом, которое порождает юридически-значимые последствия, связанные с судьбой конкретного человека или конкретных людей. Например, преподаватель, когда выставляет оценки в ведомости, если он в гос учреждении или мун, это лицо, должностное, выполняющее орг-расп функции.

Вроде не распоряжается преподаватель нами, но когда он выставляет оценку, он заполняет документ и по этому документу определяется наша после сессионная судьба. Поэтому вроде не распоряжение на прямую, но опосредовано преподаватель влияет на нашу судьбу таким образом.

Можно ли признать прием любых экзаменов должностной функцией или нет? В ПП указано, что участие в ГАК-е это функция должностного лица. И сразу вопрос – а если семестровый или курсовой контроль? Это не функция должностного лица? Практика разрешила этот вопрос положительно.

И преподавателей, берущих взятки за экзамен, судят по должностным преступлениям. То же самое врач, который заполняет лист о нетрудоспособности. Поэтому выдача таких документов тоже признается организационно-распорядительной функцией.

Возвращаясь к ПП, в зависимости от того, с какой структурой мы имеем дело, вопрос будет решаться специфически. Офицер и рядовой. Офицер всегда выше, чем рядовой. Уже по званию есть отношения начальник-подчиненный. А начальник это означает, что есть организационно-распорядительные полномочия в отношении подчиненного.

Задача – преподаватель побил студента, если это произошло в гражданском, военном, милицейском вузе.

Нужно устанавливать кто он, в военном вузе – начальник и подчиненный, помимо того что это преподаватель и курсант. В военном вузе такие полномочия есть. Милицейский вуз тоже.

Нужно смотреть н-п базу, обладает преподаватель вуза МВД полодиями такими в отношении студента МВД или нет.

Административно-хозяйственные функции. Максимально кратко – это функции по управлению имуществом.

ПП Пленума – функции по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п.

Управление имуществом – это может быть подходящей формулой. Когда начинаем квалифицировать по наличию функций, иногда возникают проблемы.

Кассир, должностное лицо или нет? Кладовщик, экспедитор, страховой агент – выполняют адм-хоз функции? При отнесении этих лиц к разряду должностных необходимо четко определить границы управленческих полномочий в отношении имущества. В организации всегда их принимает руководитель.

На уровне менеджеров эти решения принимаются. Заведующий складом тоже принимает решения. А вот кладовщик и кассир не принимают, они исполняют эти управленческие решения, поэтому их нельзя относить к разряду должностных лиц. 

Пример – зав отделения в гос учреждении медицинском, он еще и хирург, получает деньги от клиента от шедеврально проведенной операции. Он наделен орг-расп функциями. Получил взятку или нет? Зав отделения это лицо с двойным статусом – наделен орг-рас функциями, но и выполняет профессиональные обязанности, не относящиеся к этим функциям.

Он получил деньги как лицо, выполняющее профессиональные обязанности. Если установим, что получил деньги, за хорошую палату и проведение операции, то, как должностное лицо получал. А если только за операцию, то он выполняет профессиональные функции, и не является должностным лицом.

Вот и преподаватель, пока говорит за кафедрой не должностное лицо, а на экзамене должностное.

Третий момент – где исполняются функции должностные. Вот по тому, как будет разрешен вопрос где выполняются функции мы и относим, совершены преступления против гос власти и интересов гос службы и местного самоуправления или против коммерческих организаций.

Нужно установить, что должностные полномочия осуществлялись:

1. В гос органах

2. В органах местного самоуправления

3. Гос и мун учреждениям. УЧРЕЖДЕНИЯХ не предприятиях! Есть иногда искушение отнести всякие ГУП-ы, это не правильно. Только учреждения

4. Гос корпорации

5. Те, кто выполняет эти функции в вооруженных силах, других войсках и воинских формированиях РФ.

Интересные вещи, связанные с тем, что некоторые лица обладают двойным статусом. Председатели ГАК-ов утверждаются Минобразования. Задачка, назначаются лица руководителем учреждения, а утверждаются министерством. Частное образовательное учреждение, ректор является председателем ГАК-а и утверждается в министерстве.

Кто это? Как расценивать представителя гос власти в коммерческой организации, если голосует главным пакетом акции. Все зависит от того, где осуществляет функции.

Если осуществляет в Газпроме, несмотря на то, что он как представитель власти, будет нести ответственности за преступления против интересов коммерческих организаций.

Должностные лица осуществляют полномочия:

1. Постоянно

2. Временно

3. По специальному полномочию

Исполнение функций должностного лица по специальному полномочию – лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом (например, функции присяжного заседателя). Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.

Очень важное утверждение – Управленческие функции должны быть возложены на лицо надлежащим образом, в соответствии с нормативно-правовой базой.

Пошел пить кофе, и говорит, Маша попринимай посетителей. Маша в течение двух часов должностное лицо? Она там на карман взяла. Поскольку функции возложены ненадлежащим образом, она не может восприниматься должностным лицом. Есть даже и в ПП Пленума, что устное распоряжение не есть возложение должностных функций.

В доктрине долго обсуждался вопрос, может ли признаваться должностным лицом то лицо, которое было назначено с нарушением определенных формальностей. Например, на должность прокурора было назначено лицо, которое подделало диплом о высшем юр образовании. Прокурор работает, два года и потом это выясняется.

Так вот ВС решил, что такие лица следует признавать должностными. Хотя в теории высказывалось две точки зрения – одна, которую потом принял вс. А вторая точка зрения имеет реализацию не применительно к другим преступлениям, в частности воинским. Например, дезертирство.

Выясняется, что товарищ оказывается и не должен был быть призван на военную службу, поскольку он страдает заболеванием, при наличии которого нельзя призывать на воинскую службу.

В таких случаях суды принимают оправдательные решения, поскольку лицо и в принципе не могло быть военнослужащим, то оно и не может совершить воинское преступление. Ученые пытались распространить эту логику и на должностные преступления. Но ВС решил по-другому, и, по мнению Щепелькова, оправданно.

Прокурорский работник – это не обязанность человека, это нужно заслужить, и если самостоятельно фальсифицируется, то разговор строить излишне. Его деяния должны получить адекватную оценку, а такая адекватная оценка – это квалификация как должностного преступления.

Должностные полномочия осуществляются:

1. Непосредственно

2. Путем издания правовых актов

Постовые, сотрудники ГИБДД, которые жезлом показывают туда-сюда. А часто путем издания н-п актов. Например, депутат ГД не наделен отдавать распоряжения, но когда ГД приняла закон, все обязаны этот закон исполнять.

Далее вопрос – часто должностные лица принимают управленческие решения не в одиночку, а коллегиально. Все лица, которые имеют право управленческого голоса, признаются должностными лицами. Например, ГАК – 5 человек в нее включено, все 5 должностные лица. Часто решения принимается многоступенчато.

Когда три решения принято, тогда только принимается окончательное решение. Так вот лица, которые задействованы в принятии решений на разных уровнях, также являются должностными. Врач поставил диагноз и выдал справку, что такой-то такой-то страдает заболеванием, она была предъявлена в военкомат, там работала комиссия.

Комиссия принимает решение о негодности к прохождению гос службы. Врач получил деньги за проставление диагноза. В этом случае врач должностное лицо? Если он ставит – болен гриппом, то врач не является должностным лицом.

Но если это часть управленческого решения в выставлении диагноза, а это часто бывает, и это связано с принятием окончательного управленческого решения, врач будет признаваться должностным лицом. Т.е. его решение предрешает управленческое решение.

Источник: https://findout.su/6x18434.html

Могут ли привлечь к административной ответственности cпециалиста по кадрам или по охране труда?

Административно хозяйственные функции это

04.12.2017 12:48:00

Действительно, такой вопрос возникает иногда у руководителей организаций, если инспектор ГИТ приходит с проверкой и находит нарушения. Штраф, предусмотренный для должностного лица, значительно меньше. Однако руководителям компаний следует знать, что занимать какую-то должность не означает быть должностным лицом. Давайте разбираться.

Действительно, такой вопрос возникает иногда у руководителей организаций, если инспектор ГИТ приходит с проверкой и находит нарушения. Штраф, предусмотренный для должностного лица, значительно меньше. Однако руководителям компаний следует знать, что занимать какую-то должность не означает быть должностным лицом. Давайте разбираться.

     

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

   

Ответственность за нарушения трудового законодательства предусмотрена ст. 5.27 КоАП РФ.

Напомним, что по общему правилу за нарушение нормативных правовых актов в сфере трудового законодательства должностное лицо организации или индивидуального предпринимателя могут привлечь к ответственности в виде административного штрафа в размере от 1 000 до 5 000 руб.

, а организацию – от 30 000 до 50 000 руб.   Нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, согласно ст. 5.27.1 КоАП РФ может повлечь административный штраф для должностного лица до 40 000 руб.

, а для компании – до 200 000 руб.  

Если обратить внимание на иные основания привлечения к ответственности, практически в каждой статье Кодекса обнаружится наказание для должностного лица. Кто же является таковым? Тот, кто занимает определенную должность?

     

ПОНЯТИЕ «ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО»

   

Меры ответственности в КоАП РФ дифференцированы в зависимости от вида нарушения и совершившего нарушения лица. В частности, согласно ст. 2.4 Кодекса административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Чтобы пояснить, кто же является должностным лицом, к статье сделано примечание.

    В нем написано, что таковым считается лицо:  

– постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него;

– выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.   Однако руководители и другие работники иных организаций, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица, если совершили административное правонарушение в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.   Как видим, руководители и другие работники (в том числе специалисты по кадрам, по охране труда) могут признаваться должностными лицами, только если они выполняют указанные функции.

   

ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ И
АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ

   

названных функций раскрыто в Постановлении Пленума ВС РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

 

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

 

Согласно п.

5 Постановления № 19 как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, контролю движения материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

 

Теперь задайте себе вопрос: осуществляет ли специалист отдела кадров или специалист по охране труда что-то из названного выше? Нет, конечно же, нет.

   
 

Источник: http://www.kiout.ru/info/publish/26634

Должностное лицо в РК

Административно хозяйственные функции это

В представлении обывателя должностное лицо – это непременно человек, наделённый безграничной властью и полномочиями. А что на самом деле кроется за этим понятием? Каковы функциональные обязанности и нормы ответственности должностного лица? В статье – всё о представителях власти.

Понятие должностного лица относится к тем, кто постоянно или временно осуществляют функции представителей власти, а также занимают пост постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях или организациях независимо от форм собственности, связанные с выполнением организационно-распорядительных обязанностей, или выполняют такие обязанности по специальным полномочиям.

В соответствии со ст.

30 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях от 5 июля 2014 года № 235-V, должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие или осуществлявшие на момент совершения административного правонарушения функции представителя власти либо выполняющие или выполнявшие на момент совершения административного правонарушения организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных учреждениях, субъектах квазигосударственного сектора, органах местного самоуправления.

Согласно пп. 26) ст. 3 Уголовного кодекса Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-V (далее – УК РК) и пп. 2) ст.

1 Закона Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года № 410-V «О противодействии коррупции», должностное лицо – лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, субъектах квазигосударственного сектора, органах местного самоуправления, а также в Вооружённых Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан.

В пп. 8) и пп. 9) ст.

1 Закона Республики Казахстан от 23 ноября 2015 года № 416-V «О государственной службе Республики Казахстан» также дано определение термину «должностное лицо» – лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах.

Должностное лицо представитель власти. функции власти, а следовательно, и характер действий представителя власти, определяется задачами, стоящими перед органом, который он представляет.

Функции должностного лица 

Должность – первичная структурная единица государственного органа и его аппарата, предприятия, учреждения или организации с соответствующими служебными полномочиями и обязанностями.

Функции должностного лица в организации обусловливают круг функциональной деятельности организации и служебный статус.

Таким образом, должностное лицо осуществляет вверенные ему права и обязанности либо воздерживается от таких действий.

Должностные лица в организации независимо от её формы собственности постоянно или временно выполняют:

1) организационно-распорядительные функции, которые выражаются в осуществлении руководства подчинённых по службе лиц;

2) административно-хозяйственные функции, которые выражаются в осуществлении полномочий по управлению и распоряжению имуществом;

3) функциипредставителя власти, выражающиеся в наделении в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении физических лиц, не находящихся в служебной зависимости, а также юридических лиц независимо от их ведомственной подчинённости.

Также должностными лицами признаются лица, не занимающие должностей, связанных с выполнением соответствующих функций, но осуществляющие такие функции по специальному полномочию.

Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения,наложения дисциплинарных взысканий и т. п.

К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определённые юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листа нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приёму экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Административно-хозяйственные функции – полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учёта и контроля за их расходованием).

Формы ответственности должностных лиц организации

Формы ответственности должностных лиц организации предусматриваются за совершение противоправных действий (бездействия), будь то нарушение трудовых отношений, нарушение в сфере хозяйственных, налоговых или иных отношений. Должностное лицо привлекается к ответственности в любых её проявлениях (дисциплинарной, материальной, гражданской, административной или уголовной).

Формы ответственности зависят от сопутствующих нарушению обстоятельств, наличия (отсутствия) умысла и вины, а также от степени опасности (тяжести) последствий, явившихся результатом этого нарушения.

Квалифицируют противоправные действия как административное или налоговое нарушение, а равно как уголовное деяние (преступление), и определяют меру наказания органы государственной власти, имеющие на то специальные, законодательно установленные полномочия (суд, прокуратура, полиция; органы экономического, финансового, налогового и иного государственного контроля).

Что касается квалификации дисциплинарных проступков, то она базируется на нормах трудового права, которым руководствуется работодатель. Следует, отметить, вопросы материальной ответственности должностных лиц организаций могут регулироваться как трудовым, так и гражданским законодательством.

ПОДРОБНЕЕ ЧИТАЙТЕ: «Справочник кадровика. Казахстан»

Источник: https://kadry.mcfr.kz/article/1827-doljnostnoe-litso-funktsii-polnomochiya-otvetstvennost

Определение Конституционного Суда РФ от 28 сентября 2017 г. № 1816-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Волобуева Станислава Ивановича на нарушение его конституционных прав статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”

Административно хозяйственные функции это

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина С.И. Волобуева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин С.И. Волобуев оспаривает конституционность статьи 2.

4 КоАП Российской Федерации, которая устанавливает административную ответственность должностного лица в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, а также определяет понятие должностного лица как субъекта административного правонарушения.

Как следует из представленных материалов, постановлением должностного лица территориального органа федерального государственного пожарного надзора, оставленным без изменений вступившим в силу решением районного суда, заявитель был привлечен к административной ответственности как должностное лицо муниципального бюджетного учреждения за нарушение требований пожарной безопасности (части 1 и 3 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации) с назначением административного наказания в виде административного штрафа. При этом суд согласился с тем, что С.И. Волобуев являлся должностным лицом указанного учреждения, исполняющим административно-хозяйственные функции.

По мнению заявителя, оспариваемое законоположение позволяет произвольно привлекать граждан к административной ответственности в качестве должностных лиц, а потому не соответствует статьям 1 (часть 1), 15 (части 1-3), 17 (часть 1), 19 (части 1 и 2), 46 (часть 1), 49, 54 (часть 2), 55 (часть 1), 115 и 126 Конституции Российской Федерации.

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, закрепляя составы административных правонарушений и меры ответственности за их совершение, законодатель обязан соблюдать гарантированное статьей 19 (часть 1) Конституции Российской Федерации равенство всех перед законом и вытекающее из него требование определенности правовых норм, означающее, что любое административное правонарушение, а равно санкции за его совершение должны быть четко определены в законе, причем таким образом, чтобы исходя из текста соответствующей нормы – в случае необходимости с помощью толкования, данного ей судами, – каждый мог предвидеть административно-правовые последствия своих действий (бездействия) (постановления от 13 июля 2010 года № 15-П и от 26 ноября 2012 года № 28-П; определения от 26 апреля 2016 года № 876-О, от 29 сентября 2016 года № 1898-О, от 28 марта 2017 года № 490-О и др.); признаки того, что лицо выполняет соответствующие функции должностного лица, а также конкретное содержание этих функций должны устанавливаться в каждом случае привлечения к административной ответственности (определения от 17 июня 2013 года № 1031-О, от 25 мая 2017 года № 1031-О и др.).

Оспариваемое заявителем законоположение представляет собой норму-дефиницию, содержащую определение понятия должностных лиц как субъектов административной ответственности, и подлежит применению, в том числе с учетом положений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий»: перечень действий, которые отнесены к исполнению административно-хозяйственных функций, носит открытый характер. В качестве административно-хозяйственных функций надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (пункт 5).

Таким образом, отсутствуют основания полагать, что статья 2.4 КоАП Российской Федерации носит неопределенный характер и тем самым нарушает конституционные права заявителя в указанном им аспекте.

Проверка же законности выводов суда относительно статуса заявителя в качестве должностного лица в его конкретном деле, как связанная с исследованием фактических обстоятельств, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она закреплена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Волобуева Станислава Ивановича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

ПредседательКонституционного СудаРоссийской Федерации В.Д. Зорькин

Отклоняя доводы о том, что КоАП РФ позволяет произвольно привлекать граждан к административной ответственности в качестве должностных лиц, КС РФ указал следующее.

Оспариваемое положение представляет собой норму-дефиницию, которая содержит определение понятия должностных лиц как субъектов административной ответственности.

Такое положение применяется в т. ч. с учетом ранее сформулированных разъяснений Пленума ВС РФ.

Исходя из этих указаний, перечень действий, которые отнесены к исполнению административно-хозяйственных функций, носит открытый характер.

В качестве таких функций следует рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) деньгами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий.

С учетом этого нет основания полагать, что оспариваемое положение носит неопределенный характер.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71690870/

Вопрос недели: судебная практика по составлению административных протоколов на должностных лиц

Административно хозяйственные функции это

Вопрос: Необходима судебная практика по составлению административных протоколов на должностных лиц.Например, как определяется должностное лицо, которое несет ответственность за несвоевременную чистку кровли.

Желательно с применением закона Пермского края от 06.04.2015 N 460-ПК «Об административных правонарушениях в Пермском крае»

Сообщаю Вам следующее:

Исходя из положений ст. 2.4 КоАП РФ, должностные лица подлежат административной ответственности за административные правонарушения, связанные с несоблюдением ими правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.

При решении вопроса о наличии у лица, привлекаемого к административной ответственности, статуса должностного лица, необходимо тщательно исследовать, какие именно функции выполняло это лицо.

Для привлечения к административной ответственности за совершенное правонарушение должностного лица необходимо установить, что в круг должностных обязанностей указанного лица входит исполнение обязанностей, исполнение либо неисполнение которых повлекло нарушение.

Подборка документов из Систем КонсультантПлюс:

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В примечании к данной статье приводится определение должностного лица — это лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов РФ, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.

В п. 1 ст. 3.2 КоАП РФ указаны виды административных наказаний. При этом каких-либо оговорок относительно того, что какие-либо из них не могут применяться к должностным лицам, КоАП РФ не содержит. Таким образом, к должностным лицам могут быть применены все административные наказания, предусмотренные КоАП РФ

Статья: Административная ответственность (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019) {КонсультантПлюс}

Таким образом, КоАП связывает административную ответственность должностных лиц с их служебным положением, выполнением функций организационно-распорядительного или административно-хозяйственного характера либо с особым правовым статусом лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.

Совершение должностным лицом административного правонарушения вне связи с названными условиями влечет его ответственность как гражданина.

р. I, § 3, «Ответственность по российскому трудовому праву: Научно-практическое пособие» (Гусов К.Н., Полетаев Ю.Н.) («Велби», «Проспект», 2008) {КонсультантПлюс}

Исходя из требований практики и складывающихся реалий, КоАП РФ впервые в нормативном порядке определил понятие должностного лица как специального субъекта административной ответственности. В основе данного понятия лежит широкая трактовка должностного лица, объединяющая субъектов публичного и частного права, выполняющих обязанности, представляющие государственный интерес.

1) представители власти, т.е.

лица, наделенные правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти, а также иные лица правоохранительных или контрольно-надзорных органов, наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, организациями, учреждениями независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности;

2) лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

  1. К субъектам частного права, подпадающим под определение должностного лица, содержащееся в комментируемой статье, относятся лица, наделенные административными полномочиями в различных коммерческих и некоммерческих организациях, не являющихся публично-правовыми образованиями. Прежде всего это руководители и другие работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции (например, директор, генеральный директор, председатель производственного или потребительского кооператива, руководитель общественного объединения).

В действующем законодательстве понятия «организационно-распорядительные функции» и «административно-хозяйственные функции» отсутствуют. Их содержание наиболее полно раскрывается в п. п.

4 и 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.

2009 N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» применительно к уголовно-правовому определению должностного лица, закрепленному в ст. 285 УК РФ.

Организационно-распорядительные функции охватывают полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п. К организационно-распорядительным функциям можно отнести полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).

Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).

Руководствуясь приведенными разъяснениями, правоприменителям при решении вопроса о наличии у лица, привлекаемого к административной ответственности, статуса должностного лица, необходимо тщательно исследовать, какие именно функции выполняло это лицо.

Как правило, уяснение данного вопроса не вызывает каких-либо сложностей. Например, не возникает сомнений, что продавцы и кассиры, осуществляющие продажу товаров с нарушением установленных правил и норм (ст. 14.2, ч. 2.1 ст. 14.

16 КоАП РФ), организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями не наделены и подлежат административной ответственности за указанные правонарушения на общих основаниях как граждане (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.

2006 N 18 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»). Однако не исключены и другие ситуации, в которых ответ на этот вопрос не столь очевиден.

Источник: https://ric480.newsmine.ru/2019/03/27/vopros-nedeli-sudebnaya-praktika-po-sostavleniyu-administrativnyx-protokolov-na-dolzhnostnyx-lic/

ЗнатокПрав
Добавить комментарий