Положение об отделе бюджетирования на предприятии

Бюджетирование на предприятии на примере

Положение об отделе бюджетирования на предприятии

В условиях растущей конкуренции, нестабильной экономической ситуации все большее количество компаний приходят к необходимости внедрения бюджетирования. Бюджетирование на предприятии – это процесс планирования, контроля и выполнения бюджетов в процессе управления финансами. В данной статье попробуем на примере разобрать, как составлять бюджет предприятия на примере.

Создание системы бюджетирования в компании или на предприятии обычно состоит из нескольких этапов.

На первом этапе компании необходимо определиться с целями, методологией бюджетирования, определить финансовую структуру (структуру центров финансовой ответственности – ЦФО), разработать бюджетную модель (состав, структуру, виды бюджетов), утвердить положение и регламент бюджетного процесса.

На втором этапе можно непосредственно приступать к планированию бюджета предприятия. Составление бюджетов предприятия при этом удобно автоматизировать на базе специального программного продукта.

Положение о бюджетировании на предприятии может содержать следующие разделы:

  • Стратегические цели и задачи предприятия;
  • Бюджетная модель;
  • Финансовая структура компании и т. д.

Положение о бюджетировании на предприятии пример №1.

Положение о бюджетировании на предприятии пример №2.

На основании Положения о бюджетировании в компании необходимо разработать Регламент бюджетирования на предприятии, который может содержать следующие разделы:

  • Порядок формирования функциональных и мастер бюджетов, структура соподчиненности;
  • Назначение ответственных и сроков предоставления бюджетов и отчетности;
  • Порядок согласования и внесения изменений;
  • Контроль и анализ бюджета и т. д.

Регламент бюджетирования на предприятии пример.

Есть несколько путей реализации готовой бюджетной модели. Самыми распространенными и относительно дешевыми способами являются:

  • Бюджетирование в Excel
  • Бюджетирование в программах на платформе 1С

Бюджет компании пример Excel

Бюджетирование в Excel заключается в создании форм бюджетов в формате Excel и связывании этих форм при помощи формул и макросов.

Формы бюджетов, в том числе бюджета доходов и расходов, бюджета движения денежных средств могут быть различными, с укрупненными статьями или более подробные, разбиты на длительные периоды (например, годовой бюджет по кварталам) или на более короткие периоды (например, месячный бюджет по неделям) – в зависимости от потребности финансового менеджмента в компании.

Ниже приведен Бюджет доходов и расходов (пример составления в эксель) и пример Бюджета движения денежных средств.

Рисунок 1. Бюджет доходов и расходов предприятия образец Excel.

Рисунок 2. Бюджет движения денежных средств пример в Excel.

Составление БДР и БДДС пример в Excel

Процесс составления БДР и БДДС на примере в Excel может выглядеть следующим образом. Построим бюджетирование в компании или на предприятии на примере производственной компании в Excel (подробности в файлах ниже):

Составление прогнозного Баланса на основании БДР и БДДС образец в экселе

Бюджетирование пример в Excel (бюджет организации образец excel)

Рисунок 3. БДДС пример в Excel (Бюджет движения денежных средств пример в Excel).

Рисунок 4. БДР пример в Excel (Бюджет доходов и расходов пример составления в Excel).

Данный пример максимально упрощен.

Но даже из него видно, что бюджетирование в эксель – процесс довольно трудоемкий, так как необходимо собрать все функциональные бюджеты и прописать формулы и макросы для корректного отображения итоговых результатов. Если взять реальное предприятие, или тем более холдинговую структуру, то можно представить, насколько усложниться процесс составления бюджета в Excel.

Пример внедрения бюджетирования на базе Excel имеет множество недостатков: однопользовательский режим, отсутствие возможности согласования функциональных бюджетов, нет разграничения доступа к информации, сложность консолидации и т. д. Таким образом, бюджетирование в эксель является не оптимальным выбором для компании.

Бюджетирование в программах на платформе 1С

Автоматизация бюджетирования и управленческого учета на базе 1С, например, в системе «WA: Финансист», делает процесс бюджетирования на предприятии более эффективным по сравнению с бюджетированием в Excel.

Подсистема бюджетирования «WA: Финансист» включает в себя возможности формирования и контроля операционных и мастер бюджетов.

В решении реализованы механизмы, с помощью которых пользователи могут самостоятельно настраивать структуру бюджетов, их взаимосвязи, способы получения фактических данных и данные для расчетов.

Реализованный механизм взаимодействия с внешними учетными системами дает возможность использовать внешние данные как для расчетов плановых показателей или формирования отчетов, так и для отражения фактических данных на регистрах бюджетирования.

Данная система позволяет эффективно строить бизнес-процесс бюджетирования на всех его этапах:

  • разработка бюджетной модели;
  • согласование бюджетов и их корректировок;
  • отражение фактических данных по статьям бюджетирования;
  • контроль за исполнением бюджета;
  • план-факт анализ показателей с помощью развитых инструментов формирования отчетности;
  • формирование решений по управлению бизнесом.

Рисунок 5. Интерфейс «WA: Финансист: Бюджетирование». Раздел Бюджетирование.

WA: Финансист «Бюджетирование» включает следующие бизнес-процессы:

  • Моделирование – разработка бюджетной модели;
  • Основной бюджетный процесс – регистрация плановых показателей подразделениями. Утверждение бюджетов. Корректировка планов и согласование корректировок;
  • Подсистема взаимодействия с источниками данных – настройка получения данных из внешних источников (как частный случай—обращение к данным системы).
  • Отчеты системы – набор аналитических отчетов.

Ввод плановых показателей в системе производится с помощью гибкого произвольно-настраиваемого документа «Бюджет». Форма ввода бюджета (форма бюджета доходов и расходов, а также форма бюджета движения денежных средств при этом) максимально приближена к формату в Excel, что обеспечивает комфортный переход пользователя к работе с системой.

Некоторые статьи бюджета, которые зависят от другой статьи бюджета (например, поступления денежных средств от покупателей зависят от статьи дохода «Выручка») – можно планировать с помощью механизма зависимых оборотов, который в системе представлен в виде документов «Регистрация зависимостей оборотов по статьям».

При необходимости есть возможность корректировать утвержденный бюджет специальными документами «Корректировка бюджета» и отслеживать внесенные изменения в отчетах с видом «Выводить корректировки бюджета отдельно». Есть возможность настроить распределение бюджета, вести учет бюджетных заявок.

записи прошедших вебинаров по теме «Бюджетирование»

С помощью специальных документов «Учет фактических данных по бюджетам» осуществляется получение факта из внешних учетных систем, например, 1С Бухгалтерии.

Различные отчеты позволяют анализировать плановын и фактически данные, таким образом осуществляя управление бюджетированием на предприятии.

Таким образом, внедрение бюджетирования в компании в программах на платформе 1С является наиболее оптимальным с точки зрения затрат времени, денег и эффективности дальнейшей работы.

Источник: https://www.1cashflow.ru/vnedrenie-byudzhetirovanie-na-primery-v-excel-i-ne-tolko

Положение о бюджетировании Группы Компаний – PDF

Положение об отделе бюджетирования на предприятии

ОГЛАВЛЕНИЕ 1. ВВЕДЕНИЕ… 2 2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ… 3 3. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ… 4 4. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ… 6 5. УЧАСТНИКИ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА И ИХ КОМПЕТЕНЦИИ… 7 6. ЭТАПЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ…

Подробнее

ООО “ИнТехПроект” Положение о бюджетной структуре УТВЕРЖДАЮ (Должность) (Подпись) (Ф.И.О.) 20 г. 1. Общие положения… 4 1.1. Базовые принципы… 4 1.2. Сфера применения… 4 1.3. Разработка,

Подробнее

Основы организации системы Питер-Консалт.рф, (812)984-4580, (812)430-19-53, Skype Piter-Consult, ksm@piter-consult.ru Структура вебинара 1. Определение фокусировки вебинара 2. Цели Управление оборотными

Подробнее

ООО “ИнТехПроект” Положение о финансовой структуре УТВЕРЖДАЮ (Должность) (Подпись) (Ф.И.О.) 20 г. 1. Общие положения… 4 1.1. Базовые принципы… 4 1.2. Сфера применения… 4 1.3. Разработка,

Подробнее

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ Мисакян Л.Б. Ростовский государственный экономический университет РГЭУ (РИНХ) Ростов-на-Дону, Россия IMPROVEMENT OF THE BUDGETING SYSTEM Misakyan L.B. Rostov state

Подробнее

УДК 657.3: 339.187.62 Методология проектирования финансовой структуры лизинговой компании В статье представлены результаты разработки методологических подходов к формированию финансовой структуры лизинговой

Подробнее

УДК 658.15 А.А. Жербаханова * К ВОПРОСУ О РОЛИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В УПРАВЛЕНИИ ФИНАНСАМИ КОМПАНИИ В статье рассмотрены основные виды финансовых бюджетов предприятия, а именно бюджет доходов и расходов, бюджет

Подробнее

УТВЕРЖДАЮ Генеральный директор 201 г. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ Ведущий экономист Финансово-экономическая служба Зарегистрировано в журнале регистрации должностных инструкций учетной записи от 201 г. г. Санкт-Петербург,

Подробнее

Тема 9. Финансовое планирование и прогнозирование в корпорации Вопросы лекции 1. Сущность и принципы финансового планирования 2. Методы финансового планирования и система финансовых планов корпорации 3.

Подробнее

Стр.1 из 12 КОПИЯ П О Л О Ж Е Н И Е ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА ПОЛОЖЕНИЕ О СИСТЕМЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ АО «МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АСТАНА» г.астана Стр.2 из 12 1 Общие положения 3 2 Основная

Подробнее

ПОЛОЖЕНИЕ О БЮДЖЕТИРОВАНИИ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ ABC 1. Общие положения Плановый период период, на который происходит плановое бюджетирование, а также определяются и готовятся все плановые финансовые показатели.

Подробнее

Тема: Планирование в системе контроллинга Бюджетирование Каждый способен изобрести план, который не сработает 1. План лекции: Литература: 1. Бухалков М. И. Внутрифирменное планирование. М.:ИНФРА-М, 2000.

Подробнее

УДК 658 ВНЕДРЕНИЕ В 1С БЮДЖЕТИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ ЗАТРАТ Л.А.Сукиасян, студент гр. ФКб-123, IV курс Научный руководитель: Е.В. Буйная, к.э.н., доцент Кузбасский государственный технический университет имени

Подробнее

Тема 8. Бюджетирование как инструмент финансового планирования 1. Понятие, принципы и основные функции бюджетирования 2. Основные этапы бюджетирования в организации 1. Понятие, принципы и основные функции

Подробнее

Б2.Б.4 Бюджетирование Направление 38.03.01 «Экономика» Профиль: «Экономика предприятия и организаций городского и жилищнокоммунального хозяйства» Квалификация (степень) бакалавр Фонд оценочных средств

Подробнее

ТЕМА 11. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ ЗАТРАТ 1. Сущность бюджетирование и его функции 2. Структура генерального бюджета 3. Пример составления операционного бюджета. 4. Финансовые бюджеты 1. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ

Подробнее

Бюджетирование шаг за шагом Краткое руководство по внедрению системы бюджетирования Шаг 1. Постановка задачи При разработке системы бюджетирования на вашем предприятии сначала определитесь с целями, которых

Подробнее

СОДЕРЖАНИЕ Общая информация 2 Решаемые задачи 3 Составляющие системы бюджетирования 3 Внедрение профильного решения 5 Интеграция 6 Общая информация Выстроенная и эффективно работающая система планирования

Подробнее

ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ Финансовое планирование ЖДАНОВА АННА БОРИСОВНА Доцент кафедры Менеджмент ИСГТ Ауд. 176 НТБ Финансовый менеджмент Тема 3: Финансовое планирование 1. Методы финансового планирования

Подробнее

Методическое руководство «5 шагов к бюджетному управлению» Версия 2.0 2003г. АННОТАЦИЯ…7 ОТ АВТОРОВ…9 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ…11 ВВЕДЕНИЕ…15 1. ФИНАНСОВАЯ СТРУКТУРА…23 1.1. ТЕОРИЯ…23 1.1.1. Управление

Подробнее

Утверждены Решением Совета директоров АО «Самрук-Қазына» от 26 мая 2012г. 80 с изменениями от 26 октября 2013 года, протокол СД 99; от 4 сентября 2015 года, протокол 122. Правила разработки, утверждения,

Подробнее

Разработка системы бюджетного управления Методика Версия документа: 3.0.1 Редакция документа: 1 2009 Введение… 3 1. Термины, определения и сокращения… 4 1.1. Термины и определения… 4 1.2.

Подробнее

Если вы не управляете финансами, то финансы управляют вами Питер-Консалт.рф Структура вебинара 1. Основы бюджетирования Определение Цели бюджетирования 2. Формирование оперативного БДДС в Excel Цель использования

Подробнее

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ» ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ на заседании

Подробнее

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ НА БАЗЕ 1С:УПП 1. ВВЕДЕНИЕ 1.1. О курсе 1.2. О бюджетировании 1.3. Концепция бюджетной подсистемы 1.4. Интерфейс бюджетной подсистемы 2. НОРМАТИВНО-СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 2.1. НСИ. Структура

Подробнее

Вопросы к экзамену по дисциплине «Комплексный анализ хозяйственной деятельности» 1. комплексного анализа хозяйственной деятельности и его роль в управлении организацией. 2. Задачи, виды, объекты

Подробнее

Приложение 4 к приказу ФГБУ «РСРЦ для детей-сирот» от 03 апреля 2017 года 57-о/д ПОЛОЖЕНИЕ О БУХГАЛТЕРИИ Федерального бюджетного учреждения «Российский санаторно-реабилитационный центр для детей-сирот

Подробнее

ВЗАИМОСВЯЗЬ БЮДЖЕТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ А. Шухардина, Геликон Про, 2005 г. 1. Подходы к бюджетированию Технология бюджетирования включает формирование и консолидацию бюджетов организации. Для этого разрабатывается

Подробнее

Разработка системы бюджетного управления Методика Версия документа: 3.6 Редакция документа: 1 2011 Введение… 3 1. Термины, определения и сокращения… 4 1.1. Термины и определения… 4 1.2.

Подробнее

УТВЕРЖДЁН приказом председателя Контрольно-счётной палаты Щёлковского муниципального района Московской области от 30.03.2015 8 Стандарт муниципального финансового контроля «Организация и проведение внешней

Подробнее

ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Факультет гуманитарно-экономический Кафедра менеджмента МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Б3. В. ДВ. 1.1 Основы

Подробнее

2014 О компании ЭСК РусГидро ОАО «ЭСК РусГидро» было создано в ноябре 2008. Является 100% дочерним обществом ОАО «РусГидро», объединяет розничные энергосбытовые активы Группы РусГидро. Основные виды деятельности

Подробнее

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «КОСТРОМСКОЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» ПОЛОЖЕНИЕ О СТРУКТУРНОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ

Подробнее

1) Бухгалтерский учет осуществляется в рамках – государства – отдельного региона – министерства и ведомства – отдельной организации – общественной организации 2) Бухгалтерский учет это упорядоченная система

Подробнее

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К ТРЕНИНГУ РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 1 РОСТОВ-НА-ДОНУ 2012 1 Разработан и проводится в рамках консалтингового проекта: «Проектирование и внедрение системы бюджетного

Подробнее

ВЕСТНИК БЕЛГОРОДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА УДК 336.64:334.7.012.64:658.15 Бакрова М.А., аспирант Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) РАЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Подробнее

ПОДХОДЫ КСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМОВ ПЛАНИРОВАНИЯ ФИНАНСОВО- ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЛАНАМИ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ

Подробнее

СОДЕРЖАНИЕ ФИНАНСОВОГО БЮДЖЕТА И СУЩНОСТЬ МЕТОДОВ ВНУТРИФИРМЕННОГО ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ Гомидова В.С., Белоусова Л.Ф. филиал Южного федерального университета Новошахтинск, Россия THE CONTENT OF A FINANCIAL

Подробнее

Самостоятельная контролируемая работа на тему Организация процесса бюджетирования на производственном предприятии Разработать формат, выполнить расчѐт и составить бюджет продаж и график ожидаемых денежных

Подробнее

ПОЛОЖЕНИЕ О БУХГАЛТЕРИИ государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области «Балаковский промышленно-транспортный техникум им. Н.В. Грибанова» БАЛАКОВО 2014 1.

Подробнее

Федеральное агентство морского и речного транспорта АРКТИЧЕСКИЙ МОРСКОЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ В. И. ВОРОНИНА филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный

Подробнее

Утверждаю Председатель Контрольно-счётного органа Истринского муниципального района С.М. Смирнов мая 2016 года Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Организация и проведение внешней проверки

Подробнее

Положение о бухгалтерии ЕФ МЭСИ, 2011. Перепечатка и/или дальнейшая передача третьим лицам запрещается Форма Е стр. 1 из 14 ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ редакции документа Описание изменений Автор Форма

Подробнее

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО МОРСКОГО И РЕЧНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ МОРСКОГО И РЕЧНОГО ФЛОТА ИМЕНИ АДМИРАЛА

Подробнее

ПОЛОЖЕНИЕ о текущем плане движения денежных средств Компании «Машиностроительный завод»: основные принципы и состав документов Демо – версия Москва 2012 г. Оглавление 1. Общая часть. Основные определения…

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/70585710-Polozhenie-o-byudzhetirovanii-gruppy-kompaniy.html

Система бюджетирования на предприятии: ясно и кратко о главном

Положение об отделе бюджетирования на предприятии

Oлeг Ивaнoвич Лаврушин, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой «Денежно-кредитные отношения и банки» Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации.

Планирование представляет собой оценку поставленной организацией цели с точки зрения того, какие ресурсы для этого необходимы и будут ли они доступны, когда в них возникнет потребность.

На предприятиях планирование неразрывно связано с финансовыми ресурсами. Прогнозирование емкости рынка — это начальная точка любого планирования в условиях рыночной экономики.

Организация как экономический субъект ставит перед собой различные цели, причем как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. Решение всех поставленных задач невозможно без разработки планов достижения целей.

Классификация уровней планирования:

  1. стратегический уровень (на определенных промежутках времени имеется возможность в изменении ресурсов и факторов без потери результативности деятельности);
  2. оперативный уровень (возможность регулирования существует для ограниченного количества факторов производства);
  3. тактический уровень (существует возможность варьирования одной частью ресурсов в широких пределах, а другой — ограниченно).

Стратегическое планирование осуществляется на долгосрочную перспективу и подразумевает формулирование целей, задач, масштабы и сферы деятельности предприятия на качественном уровне или в виде общих количественных ориентиров.

Тактическое планирование осуществляется на среднесрочную перспективу (от 1 до 5 лет) и определяет ресурсы, которые необходимы предприятию для вступления на избранный стратегический уровень, выполняется в форме бизнес-планирования.

Оперативное планирование охватывает текущую деятельность предприятия, осуществляется в форме бюджетирования.

Бюджет — документ, содержащий плановые показатели организации на ближайшую перспективу.

Бюджетирование — это процесс согласованного планирования и управления деятельностью организации с помощью показателей, которые позволяют определить вклад каждого подразделения и каждого менеджера в достижение целей.

Бюджет — это детализированный план деятельности организации, направленный на достижение целей организации.

Особенности бюджета

  1. Временная определенность. Бюджет должен относиться к определенному периоду времени, а бюджетный период — иметь временные границы (например, компании, у которых деятельность носит сезонный характер, началом бюджетного года считают начало сезона).
  2. Периодичность составления. Бюджетный период должен иметь определенную продолжительность.

    Наиболее распространенным вариантом считается годичный бюджет с разбивкой по месяцам.

  3. Прогнозный характер. В основе бюджета лежат прогнозные значения будущих доходов и затрат. Это достаточно сложный процесс, точность результатов которого проверяется только по прошествии прогнозного периода.
  4. Многовариантность.

    Процесс бюджетирования требует рассмотрения нескольких вариантов развития рыночной и производственной ситуации. Способом реализации многовариантности является система гибких бюджетов.

  5. Значимость информации. В бюджете не имеет смысла отражать все статьи расходов. В процессе планирования необходимо выделять только значимые статьи.

    Уровень значимости определяется каждой организацией самостоятельно.

  6. Пригодность для принятия управленческих решений. В отличие от бухгалтерских форм отчетности бюджет не имеет стандартной формы представления. Его форма и содержание зависят от потребностей и особенностей деятельности предприятия.

    При составлении бюджета необходимо учитывать то, что содержащаяся в системе бюджетирования информация должна быть пригодна для принятия управленческих решений.

  7. Учет факторов внешней и внутренней бизнес-среды.

    При разработке бюджетов необходимо учитывать внешние факторы (цены, рыночную ситуацию, технологические ограничения) и внутренние факторы контроля самой организации (нормативы использования ресурсов, практику платежных отношений).

  8. Учет бизнес-структуры организации. В больших организациях система бюджетирования должна быть более сложной.

    Организациям с разной структурой требуются различные системы бюджетного планирования. Каждая организация самостоятельно разрабатывает систему бюджетов, которая отвечает ее структуре и направлена на достижение целей.

  9. Согласованность действий на разных уровнях организации. Для того чтобы бюджет был выполним, необходима согласованность действий всех участников этого процесса на всех уровнях.

Функции бюджетирования

  1. Бюджет — это инструмент текущего планирования. Он указывает пути использования имеющихся ресурсов с учетом рыночных возможностей. В процессе разработки бюджетов необходимо предусматривать возможные проблемы и пути их решения.
  2. Бюджет — средство контроля и оценки результатов деятельности.

    Финансовый контроль и оценка результативности деятельности организации основываются на сравнении фактически достигнутых и плановых показателей. Бюджет позволяет производить контроль воздействия множества факторов, которые оказывают влияние на конечный результат.

    Постоянный текущий мониторинг выполнения бюджетов позволяет оперативно реагировать на изменение ситуации и принимать меры для ее реализации.

  3. Бюджеты дают критерии оценки работы менеджеров. Составляющие бюджета определяют сферу ответственности менеджеров.

    Степень выполнения бюджета — это основа для оценки деятельности самого менеджера, а также системы материального стимулирования сотрудников подразделения. Почти все организации, внедрившие систему бюджетов, используют ее для оценки работы руководителей подразделений.

  4. Бюджет — средство мотивации.

    Бюджеты содержат в себе цели и ориентиры деятельности организации и ее отдельных частей, играют большую мотивационную роль, стимулируя сотрудников и руководителей к достижению поставленных целей. Мотивационный эффект имеет и обратную сторону.

    Если руководство использует систему бюджетирования в качестве средства принуждения сотрудников, преследуя тех, кто не выполняет плановые задания, это может создать в коллективе нервозную атмосферу, которая не способствует продуктивной деятельности и достижению целей организации.

  5. Бюджет формирует коммуникационную среду. Сотрудник должен знать, что от него желает руководитель.

    Если все планы и ориентиры являются секретом для сотрудников организации, то эти планы теряют свой смысл. Коммуникационная роль бюджетирования особенно эффективна, если эта система строится в виде комбинации восходящих и нисходящих потоков информации.

    Восходящий информационный поток — это передача сведений от низовых организационных звеньев и линейных руководителей к руководителям и специалистам высокого уровня. Нисходящие потоки — это утвержденные функциональные бюджеты, которые сообщаются соответствующим подразделениям в виде плановых заданий.

    Эффективность действия системы бюджетирования в качестве коммуникационной среды зависит как от организации системы, так и от содержания информации в формируемой системе.

  6. Бюджетирование способствует поддержанию и усилению координации между подразделениями. Координация между подразделениями организации — это важный элемент компании, в которой руководители подразделений самостоятельно принимают решения.
  7. Бюджетирование — это средство обучения менеджеров. Разработка и согласование бюджетов способствуют изучению руководителями особенностей деятельности собственных подразделений, осознанию связи своих показателей с работой других центров ответственности.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Целеполагание в двенадцати шагах: как проложить путь к цели

Внедрение и поддержание системы бюджетирования в организации невозможны без передачи сведений от одного подразделения к другому. В системе бюджетирования доминируют вертикальные информационные потоки.

Управляющие высшего уровня в организации для подготовки бюджетов не владеют информацией, которая известна лишь менеджерам низкого уровня и специалистам (такой, как перспективы сбыта продукции, возможность закупки сырья, нормы затрат на изготовление единицы продукции, потребность в оборудовании).

Для передачи данной информации необходимо, чтобы был построен информационный поток по принципу «снизу вверх». Руководство располагает информацией о положении организации, ее потенциалах и перспективах. Для передачи таких сведений, включая формы бюджетов и методики их разработки, информационные потоки должны строиться по принципу «сверху вниз».

Бюджетный процесс в организации имеет циклический характер, равный временному интервалу, на котором осуществляется бюджетирование и для которого разрабатывается бюджет. Данный интервал называется бюджетным периодом.

Фазы бюджетного цикла

1. Фаза планирования (до начала бюджетного периода):

  • постановка целей на бюджетный период;
  • сбор информации для разработки бюджетного периода;
  • анализ и обобщение собранной информации, формирование проекта бюджета;
  • оценка проекта бюджета и при необходимости его корректировка;
  • утверждение бюджета.

2. Фаза реализации (включает исполнение бюджета и текущие аналитические процедуры):

  • исполнение бюджета и текущая корректировка показателей;
  • текущий и итоговый анализ отклонений.

3. Завершающая фаза (подготовка итоговых отчетов и их анализ):

  • представление отчета о выполнении бюджета и анализ достижения целей организации за отчетный период;
  • разработка рекомендаций для корректировки бюджета текущего периода и разработки будущих периодов.

Внедрение полной системы бюджетирования в организации заключается в формировании так называемого мастер-бюджета, который представляет собой систему взаимосвязанных операционных и финансовых бюджетов.

Составляющие мастер-бюджета организации

  1. Бюджет продаж. Цель данного бюджета состоит в расчете объема продаж в целом и по всем видам продукции. Исходя из стратегии организации, ее производственных мощностей и емкости рынка рассчитывается количество потенциально реализуемой продукции.
  2. Бюджет производства.

    Цель данного блока мастер-бюджета заключается в расчете объемов производства различных видов продукции исходя из плановых объемов продаж и остатка запасов готовой продукции.

  3. Бюджеты расхода и закупок прямых материалов.

    На основе данных об объемах производства, нормативах затрат сырья на единицу производимой продукции, запасах сырья на конец и начало периода и ценах на сырье и материалы определяются потребности в сырье и материалах, а исходя из них — объемы закупок и общая величина расходов на их приобретение.

    Данные формируются как в натуральных единицах, так и в денежном выражении по каждой статье материалов.

  4. Бюджет прямых затрат труда. Цель данного бюджета — расчет общих затрат на привлечение трудовых ресурсов, занятых непосредственно в производстве. Исходными данными блока являются результаты расчета бюджетных объемов производства и норм оплаты труда.

    Алгоритм расчета зависит от многих факторов, в том числе и от системы нормирования и оплаты труда работников.

  5. Бюджет производственных и накладных расходов. Расчет ведется по статьям накладных расходов (на амортизацию, электроэнергию, страховку, прочие общепроизводственные расходы и т. д.)
  6. Бюджет производственных затрат.

    Расчет ведется на основании данных предыдущих блоков в соответствии с методикой калькулирования себестоимости, принятой в организации (по полным или переменным затратам).

  7. Бюджет коммерческих расходов. В данном блоке исчисляется прогнозная оценка накладных расходов на реализацию продукции.

    Постатейный состав расходов определяется различными факторами, в том числе и спецификой деятельности компании. Часть коммерческих расходов может быть переменной (например, комиссионные агентам), часть — условно-переменными (затраты на транспортировку), условно-постоянными (реклама на продвижение продукции) или просто постоянными (твердый оклад сотрудников коммерческой службы).

  8. Бюджет управленческих расходов. Данный блок включает прогнозные оценки административных общезаводских накладных расходов. Постатейный состав определяется различными факторами, однако среди расходов на управление очень редко встречаются переменные затраты (за исключением систем формирования премиального фонда высшего руководства в зависимости от уровней производства или продаж), здесь преобладают постоянные затраты, которые организация вынуждена нести для поддержания бизнеса как целого.

ЕЩЕ СМОТРИТЕ:  Учет инфляции в бизнес-планировании и финансовых операциях

Формируемые в рамках каждого блока количественные оценки используются не только в качестве плановых и контрольных ориентиров, но и как исходные данные для построения финансовых бюджетов — бюджетного баланса, бюджетного отчета о прибылях и убытках и бюджета движения денежных средств.

Прогнозный баланс (бюджет формирования и распределения финансовых ресурсов) — это документ, который позволяет представить общую картину имущественного и финансового состояния предприятия по прошествии бюджетного периода.

Для его разработки необходимо составить прогноз остатков по основным балансовым статьям: денежные средства, дебиторская задолженность, запасы, внеоборотные активы, кредиторская задолженность, долгосрочные пассивы и др.

Прогнозный отчет о прибылях и убытках (бюджет доходов и расходов) — это документ, с помощью которого рассчитываются основные показатели финансовой результативности деятельности за бюджетный период.

Для его разработки необходимо определить объем реализации, себестоимость реализованной продукции, коммерческие и управленческие расходы, расходы финансового характера (проценты к выплате по кредитам и займам), прочие внереализационные доходы и расходы, налоги к уплате и др.

Большая часть исходных данных формируется в ходе построения операционных бюджетов (например, объем продаж и себестоимость).

Бюджет движения денежных средств (прогнозный отчет о движении денежных средств) — это документ, который необходим для обеспечения текущей финансовой деятельности организации.

Научитесь практическому бюджетированию изучив курс «Бюджетирование и внутрифирменное планирование»:

Бюджетирование и внутрифирменное планирование: практический интерактивный мультимедийный дистанционный курс

Источник: http://www.elitarium.ru/sistema-byudzhetirovaniya-predpriyatie-byudzhet-raskhod-zatraty-deyatelnost-planirovanie-proizvodstvo-raschet-dostizhenie-plan-rezultat-kontrol-analiz-rezultativnost/

Положение о бюджетировании – Энциклопедия по экономике

Положение об отделе бюджетирования на предприятии
Оформить в виде внутренних нормативных документов назначение бюджетирования в компании (см. Приложение 4. Положение о бюджетировании).
 [c.36]
Положение о бюджетировании Установление порядка и организационных процедур бюджетирования в компании
 [c.306]

Приложение 4 Положение о бюджетировании
 [c.369]

Положения о бюджетировании и финансовом
 [c.369]

Образец Положения о бюджетировании для холдинговой компании
 [c.377]

ПОЛОЖЕНИЕ О БЮДЖЕТИРОВАНИИ В ХК РАН Общие положения
 [c.377]

При составлении бюджетов всех уровней руководствоваться утвержденными бюджетным регламентом и Положением о бюджетировании в ОАО.
 [c.383]

Бюджетный комитет создается как рабочий орган совета директоров АО для организации контроля за функционированием бюджетного процесса в АО и ЦФО, исполнением всех положений о бюджетировании и финансовом планировании. На него возлагается общее руководство бюджетным процессом в АО и принятие соответствующих решений.
 [c.393]

Положение о бюджетировании включает следующие разделы  [c.500]

Положение о бюджетировании (далее Положение) является основным документом, представляющим систему бюджетирования в ООО Баштрансгаз (далее Общество), бюджетную и финансовую структуру Общества, организационные подходы и принципы ее функционирования.
 [c.85]

Коммуникации — также интегрирующая часть процесса исполнения бюджета, предназначенная для того, чтобы сделать все необходимое для выдерживания основной линии развития, получения реальных результатов деятельности, проверки исполнения бюджета, внесения коррекции в бюджет и деятельность подразделений.

Для того чтобы коммуникация была успешной, необходима информационная система предприятия, позволяющая обеспечивать менеджеров информацией о том, как работает бюджетная система, а также четко прописанная структура основных и вспомогательных бизнес-процессов организации.

Существенно, чтобы имеющие отношение к делу детали (информация) доводились до тех менеджеров, которые отвечают именно за это дело.

Для эффективного управления и функционирования в организации должны быть средства, позволяющие информировать менеджеров (в соответствии с их компетенцией) о планах и политике, а также об ограничениях, с которыми им придется сообразовывать свою деятельность.

В связи с этим каждый сотрудник должен знать свою роль в реализации ежегодного бюджета организации, а это в свою очередь требует, чтобы его усилия можно было оценить количественно.

Через бюджет менеджеры высшего уровня доводят задания до менеджеров низшего уровня, а те — до исполнителей так, чтобы все знали, чего от них ждут, и координировали свою деятельность. Нельзя сказать, что коммуникационный процесс заложен в самом бюджете, он возникает между людьми в процессе разработки и исполнения бюджета и должен быть специфицирован, т.е. в организации должно существовать положение о бюджетировании, регламентирующее взаимодействие составляющих бюджетного процесса.
 [c.136]

Если посмотреть, как сейчас планируют хозяйственную деятельность планово-экономические отделы на тех предприятиях, где они уцелели, то можно увидеть все те же шаблоны давно минувших дней планирование объемов производства и затрат в нормо-часах.

И поступают так не самые отсталые предприятия (например, уральское ГП ПО1 Октябрь ), не подозревавшие о существовании бюджетирования до выхода в 1997 г. все разъясняющей и исчерпывающе полной инструкции Минэкономики России на… пяти страницах.

Только после этого мудрого указания нашего Правительства дирекция завода, взяв (видимо, по привычке) под козырек , стала думать о бюджетировании… Что ж, Правительство не скажет, директор не перекрестится.

Такому положению дел в бывшем СССР во многом способствовало принижение роли рубля в условиях тотального дефицита ресурсов, когда любое планирование в денежном эквиваленте было лишено смысла.

Поэтому обычно оно осуществлялось в нормо-часах, в физических единицах затрат ресурсов и выпуска продукции, а финансовое выражение соответствующих показателей имело вспомогательный характер. В условиях рынка серьезно меняются принцип хозяйственного планирования и отношение к деньгам, точнее, к их движению.
 [c.9]

Специзделия выпускались по 100%-ной предоплате с ориентацией на заранее известного заказчика. Серийная продукция выпускалась на склад , а затем поступала на реализацию (в виде товарного кредита) в дочерние структуры.

Именно она являлась главным источником образования дебиторской задолженности во всей компании. Руководитель завода, возглавляющий одновременно оба ЦФО, имел возможность контролировать движение денежных средств по каждому виду бизнеса.

При постановке бюджетирования для руководства компании главным здесь было выявить, куда вкладывать деньги и почему в наращивание производства специзделий или все же в выпуск серийной продукции.

С выявлением того, что является более полезным для финансового здоровья всей компании, и связано выделение ЦФО. Подробности закрепляются в Положении о финансовой структуре (см. Приложение 1).
 [c.182]

В Приложении 3 приведены примерный формат и план действий по диагностике финансовой структуры. Последняя должна быть закреплена и введена в действие как элемент бюджетирования внутренними нормативными документами. Прежде всего необходимо составить Положение о финансовой структуре (ниже приводится его примерный формат, а в Приложении 1 — образцы).
 [c.184]

Для того чтобы бюджетный регламент заработал в компании как часть управленческой технологии, необходимо закрепить его во внутренних нормативных документах (в Положении о бюджетном регламенте, см. приложение 2).

Это нужно для того, чтобы бюджетирование функционировало в компании как механизм.

Такой механизм призван максимально очистить процедуру представления, согласования и утверждения бюджетов отдельных структурных подразделений и бизнес-единиц компании от влияния субъективных факторов.
 [c.268]

В своей деятельности руководствуется действующим законодательством, нормативными документами Правительства Российской Федерации и Министерства финансов РФ, нормативными документами о порядке ведения статистической и бухгалтерской отчетности в России, методическими и другими руководящими документами финансовых и контрольно-ревизионных органов об организации бухгалтерского учета и анализе финансового состояния ПО, положением о системе финансового планирования и бюджетирования в ПО, организационно-распорядительными документами ПО и ЦФО, положениями о ЦФО и настоящей должностной инструкцией.
 [c.390]

Модуль FM (бюджетирование) внедрен в компании самым последним, освоение и расширение его функциональности еще продолжается.

Модуль является одним из инструментов финансового менеджмента компании и уже сейчас позволяет оперативно управлять денежными потоками, анализировать, прогнозировать и планировать финансовое состояние компании.

Выбранная очередность реализации информационной поддержки бюджетирования не случайна.

Внедрить этот модуль невозможно, если до начала этого процесса в компании не выстроена ручная технология бюджетирования, если нет отработанной организационной и финансовой структуры, политики учета, исчерпывающего положения о бюджетном процессе. Поэтому к автоматизации бюджетирования в компании приступили только тогда, когда все упомянутые вопросы были решены с учетом новых возможностей, предоставляемых другими модулями системы SAP R/3.
 [c.373]

Основные бюджеты собственно и предназначены для управления финансами предприятия, оценки финансового состояния бизнеса для выполнения всех тех управленческих задач, о которых шла речь выше.

Основные бюджеты позволяют руководителям иметь всю необходимую информацию для оценки финансового положения компании и контроля за его изменением, для оценки финансовой состоятельности бизнеса и инвестиционной привлекательности проекта.

Вот почему для полноценного бюджетирования необходимо обязательное составление всех трех основных бюджетов.
 [c.38]

Своего рода семантика , точное и скрупулезное распределение статей затрат на категории, строго соответствующие принятой в финансовой науке классификации (что характерно для финансового менеджмента), не допускающая никаких толкований, отличных от точных определений, часто заслоняют их содержательную часть и затрудняют методологию нормирования и прогнозирования. В практическом или прикладном бюджетировании куда важнее понимать экономический механизм , логику образования и соответственно нормирования тех или иных видов расходов и затрат, нежели подыскивать им определенное место в классификации согласно теории финансового менеджмента. Тем более что в бюджетировании принимать решения о том, какие затраты и к какой категории отнести, придется руководителям каждой конкретной компании, исходя прежде всего из специфики своего бизнеса, а не из постулатов и догм финансового менеджмента, опираясь лишь на общие положения.
 [c.52]

Применяемые в финансовом планировании коэффициенты обеспечивают высшее руководство предприятия или фирмы информацией о финансовом состоянии того или иного бизнеса (как в прошлом, так и, применительно к бюджетированию, в будущем), финансовой привлекательности того или иного бизнес-проекта, направления хозяйственной деятельности (бизнеса), а также демонстрируют (позволяют оценить) прогнозируемое финансовое положение компании в целом за истекший период и на предстоящий бюджетный период. Финансо-
 [c.162]

Организует свою работу в соответствии с требованиями инструкций и положений внутреннего распорядка ПО, правил ведения соответствующей документации, бюджетным регламентом, Положением и методическими указаниями о процедурах бюджетирования в ПО.
 [c.389]

Серьезные шаги в области управления финансами компании начинаются с бюджетирования. Исследования показывают, что из-за отсутствия точной и систематической информации о своих финансах российские компании теряют до 20 процентов доходов.

Бюджетное управление абсолютно необходимо для компании, стремящейся улучшить финансовое положение чтобы управлять деньгами, нужно прежде всего знать, откуда они появились на предприятии (например, какой вид деятельности обеспечивает какой денежный поток).
 [c.287]

В условиях кризисного состояния предприятия для его оздоровления менеджменту особое значение приходится придавать оптимизации всех управленческих решений в области финансов. Бюджетирование здесь помогает, но рто — не единственный действенный инструмент.

Для принятия оптимальных решение необходимо прежде всего иметь информацию о деятельности фирмы в прошлом, позволяющую оценить потенциальные возможности в будущем. Конкретизировать ее. Подобная информация должна Додержать сведения, необходимые для (.

— оценки текущего положения фирмы, ее активов, обязательств и собственного капитала, а также оценки Изменений соответствующих показателей за определенный период  [c.295]

Итак, преодолев сопротивление сначала слева , со стороны бухгалтерии, потом справа , со стороны коммерческой службы, потом снизу , со стороны ЦФУ, а также подавив легкие сомнения сверху в успехе задуманного дела, установив компьютерную программу и научив людей работать в рамках этого регламента и этой логистики, я выпускаю приказ о введении нового автоматизированного места, обеспечивающего финансовый менеджмент, и единое Положение по компании, определяющее регламент бюджетирования (см. приложение 3). Очередная управленческая революция совершена, вернее, все это можно назвать более мирно — финансовый реинжиниринг.
 [c.44]

Положение о планово-экономическом отделе Определение функции и задачи а также сфер полномочий и отвественности ПЭО в процессе бюджетирования
 [c.306]

Положение о финансовом отделе Определение функций и задач, а также сфер полномочий и отвественности финансового отдела в процессе бюджетирования
 [c.306]

Разработка 1. Положения об организационной структуре 2. Положения о должностных обязанностях 3. Штатного расписания 1. Разработка попожения о финансовой структуре 2. Организация учета 2.1 Бухгалтерского 2.2. Налогового 2.3. Управленческого 3.

Внутренний аудит 1. Производственно-снабженческая погистика 2. Маркетинговая логистика (организация каналов доведения услуг до попьзо-вателей) 1. Разработка попожении и осуществление бюджетирования 1.1. Операционного 1.2. Финансового 1.3.

Инвестиционного (капитального)  [c.311]

ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА АКТИВНО ИСПОЛЬЗУЕТ СОВЕТСКИЙ ОПЫТ ПЛАНИРОВАНИЯ. НО, КАК УЖЕ ОТМЕЧАЛОСЬ, СОВРЕМЕННЫЕ ПЛАНЫ ГОСУДАРСТВ НОСЯТ НЕДИРЕКТИВНЫЙ ХАРАКТЕР. ОБРАЩЕНИЕ К ПЛАНИРОВАНИЮ ВО МНОГОМ СВЯЗАНО С ТЕМ, ЧТО В ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫХ СТРАНАХ МИРА (КАК, НАПРИМЕР, В США ПОСЛЕ “ВЕЛИКОЙ ДЕПРЕССИИ” 30-Х ГГ. XX В.

) ИСЧЕЗЛА ВЕРА В СОВЕРШЕНСТВО И САМОРЕГУЛИРУЕМОСТЬ РЫНОЧНЫХ МЕХАНИЗМОВ. СРЕДИ СПЕЦИАЛИСТОВ СТАЛА ПРЕОБЛАДАТЬ ТОЧКА ЗРЕНИЯ О НАЛИЧИИ У РЫНКА НЕУСТРАНИМЫХ ДЕФЕКТОВ (“ПРОВАЛОВ”), ДЕЛАЮЩИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ ТРУДНОДОСТИЖИМЫМ. СЧИТАЕТСЯ, ЧТО ИМЕННО ОПРЕДЕЛЕННОЙ ДОСТРОЙКОЙ РЕГУЛИРУЮЩИХ ИНСТИТУТОВ РЫНКА МОЖНО ПОПРАВИТЬ ПОЛОЖЕНИЕ.

ТАКОЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКУ СРАВНИМО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛЮДЬМИ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ СЕЛЕКЦИЯ В БИОЛОГИИ ПОЗВОЛЯЕТ МНОГОКРАТНО УСКОРИТЬ ПРОЦЕСС ЭВОЛЮЦИИ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ. ТАК И В ЭКОНОМИКЕ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНСТИТУТОВ И СООТВЕТСТВУЮЩАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА МОГУТ СОКРАТИТЬ ВРЕМЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ.

ПОЭТОМУ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ МНОГИЕ ГОСУДАРСТВА АКТИВНО ИСПОЛЬЗУЮТ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, БЮДЖЕТИРОВАНИЕ, ПРОГРАММИРОВАНИЕ И КОНТРАКТАЦИЮ (ГОСЗАКУПКИ НА КОНТРАКТНОЙ ОСНОВЕ). ЛИДЕРОМ СРЕДИ СТРАН, УЖЕ ИМЕЮЩИХ БОЛЬШОЙ ОПЫТ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА УРОВНЕ ГОСУДАРСТВА, ЯВЛЯЕТСЯ ЯПОНИЯ.

ПЕРВЫЙ ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЛАН В НЕЙ БЫЛ РАЗРАБОТАН, КАК МЫ УЖЕ ОТМЕЧАЛИ, В 1956 Г. С ТЕХ ПОР В ЯПОНИИ ПОСТОЯННО РАЗРАБАТЫВАЮТСЯ
 [c.27]

Впрочем, для старых русских это тоже актуально. Другое дело, что их предприятия обычно находятся в более сложном положении и менее податливы к немедленным управленческим реформам. Потому и подход здесь нужен более тонкий.

Одни (например, консалтинговая фирма Ин-телгруп , работающая в регионах с предприятиями химической и текстильной отраслей, а также упомянутая Интерюрау-дит ) предлагают начинать с общего финансового анализа, выработки программы антикризисных мер, а затем переходить к постепенной реструктуризации, в том числе построению системы управления финансами. Другие (петербургская фирма Альт ) считают, что можно приступать к бюджетированию сразу, но постепенно , то есть начинать с того самого бюджета на коленках , о котором говорилось выше. И действительно, самые разнообразные аспекты финансового управления – от налогового планирования до выбора резервной политики — получают мощное подспорье с появлением даже сравнительно простого бюджета.
 [c.40]

Источник: https://economy-ru.info/info/111177/

Организация отдела бюджетирования

Положение об отделе бюджетирования на предприятии

Организуя отдел, который будет отвечать за планирование и формирование отчетности, возьмите на заметку наши рекомендации. Они помогут определиться с численностью и квалификацией сотрудников, подскажут другие вопросы, организация отдела бюджетирования пройдет успешно.

Организация отдела бюджетирования ставит перед собой следующие задачи:

  • какие функции закрепить за отделом;
  • какой штат сотрудников будет оптимальным;
  • как распределить функции между сотрудниками;
  • как регламентировать работу внутри отдела и взаимодействие с другими подразделениями компании;
  • как лучше мотивировать сотрудников отдела.

Функции отдела бюджетирования

Когда происходит организация отдела бюджетирования к основным функциям отдела бюджетирования относят:

Кроме того, дополнительной функцией отдела может стать разработка и совершенствование методологии системы бюджетирования.

Оптимальный штат отдела бюджетирования

Организация отдела бюджетирования предусматривает определение численности специалистов исходя из:

  • выполняемых отделом бюджетирования задач – один или несколько сотрудников будут отвечать за отдельно взятую задачу – планирование, контроль и анализ;
  • видов деятельности компании – сотрудник или группа специалистов будет отвечать за конкретное направление бизнеса или проект – например, интернет-магазин, производство, девелопмент и т. д.;
  • бизнес-процессов – один или несколько сотрудников будут отвечать за отдельный бизнес-процесс – продажи, производство, закупки и т. д.;
  • подразделений – один или несколько сотрудников будут отвечать за взаимодействие с отдельным подразделением компании.

На начальном этапе лучше набирать уже имеющих опыт специалистов: финансистов, экономистов со специализацией «финансовый менеджмент».

Поскольку при формировании отдела нет времени на обучение персонала, – нужно внедрять бюджетирование, требовать от сотрудников других служб соблюдения регламентов.

Со временем при необходимости замены сотрудника или расширении состава требования к квалификации специалистов могут быть менее жесткими.

Распределить функциональные обязанности между сотрудниками отдела бюджетирования можно по той же методике, что использовалась при определении его численности, – по задачам бюджетирования, видам деятельности компании, бизнес-процессам и т. д.

Например, если компания ведет несколько видов деятельности, то каждый из специалистов может выполнять все функции бюджетирования (планирование, контроль, анализ) по отдельному виду. Если же деятельность одна, а предприятий много, то распределить функции можно по задачам – например, планирование закрепить за одним сотрудником, контроль – за другим, анализ – за третьим.

Регламент работы отдела бюджетирования

Основной документ, регламентирующий работу отдела бюджетирования, Положение о бюджетировании. В нем расписываются цели, задачи и функции финансового планирования, их распределение по подразделениям компании, должностные лица – участники процесса бюджетирования, объекты, виды бюджетов, их классификация и формы, а также процедуры согласования, утверждения и контроля их исполнения.

Еще несколько документов, составляющих важную часть в работе:

Все необходимые связи специалистов отдела бюджетирования с другими подразделениями компании прописываются в соответствующих регламентах. В них устанавливаются ответственные исполнители на местах, сроки и регулярность подачи данных, а также формы их представления.

Мотивация сотрудников отдела бюджетирования

Для сотрудников отдела бюджетирования можно использовать следующую схему оплаты труда: оклад (на 5–10% ниже среднего по рынку труда) + ежемесячная премия (бонус) за выполнение показателей KPI. В целом же размер оплаты не должен быть ниже рынка, а лучше, если на 3–5 процентов выше, это будет дополнительным стимулом.

Показатели KPI можно выбрать таким образом:

  • за выполнение сроков исполнения документов;
  • за выполнение основных бюджетных показателей по закрепленному за специалистом виду деятельности (план по прибыли, по себестоимости единицы продукции, рентабельности, EBITDA и др., если используется такое распределение обязанностей внутри отдела);
  • за качество исполнения документа (за отклонение от плана (до 5% – 1, до 10% – 0,5, если отклонение больше – 0).

Премиальная (бонусная) часть начальника отдела может включать те же показатели, но в целом по компании. Стоит предусмотреть также нематериальную мотивацию .

Подготовлено по материалам ФСС «Система Финансовый директор»

Используйте пошаговые руководства:

Источник: https://www.fd.ru/articles/157746-sqf-16-m4-otdel-byudjetirovaniya-organizatsiya-funktsii-shtat-reglament-raboty

ЗнатокПрав
Добавить комментарий