Помещение в сизо основания

Разъяснение оснований, сроков и условий содержания под стражей в следственных изоляторах подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

Помещение в сизо основания

Условия содержания под стражей лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15.07.1995 №103-ФЗ.

Основанием для приема в следственный изолятор подозреваемого или обвиняемого являются судебное решение об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу, вынесенное в порядке, установленном УПК Российской Федерации. Сроки содержания под стражей, порядок и основания их продления также определяются УПК РФ.

У обвиняемых, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, нередко возникают вопросы о сроках содержания под стражей, в том числе и при возвращении судами уголовных дел прокурору.

В связи с этим следует отметить, что статьи 108 и 109 УПК РФ регулируют сроки содержания под стражей в период предварительного следствия, а сроки содержания под стражей в период судебного разбирательства регулируются ст.255 УПК РФ.

В связи с возникающими у судов вопросами о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, о сроках содержания под стражей Пленум Верховного Суда РФ вынес Постановление от 29.10.

2009 №22 «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста», в котором разъяснил, что в случае принятия в стадии подготовки к судебному заседанию решения об оставлении без изменения меры пресечения в виде заключения под стражу, т.е. фактически о ее продлении, суды должны обеспечить обвиняемому и его защитнику (если он участвует в деле) право участвовать в рассмотрении данного вопроса. Кроме этого, Пленум указал, что судебное решение об оставлении без изменения ранее избранной меры пресечения должно содержать указание на конечный срок содержания обвиняемого под стражей.

Пленум также разъясняет, что при повторном поступлении уголовного дела в суд в общий срок содержания лица под стражей, предусмотренный частью 2 ст.255 УПК РФ, засчитывается время содержания под стражей со дня первоначального поступления уголовного дела в суд до возвращения его прокурору.

Тем самым, в 6-месячный срок содержания под стражей, предусмотренный ч.2 ст.255 УПК РФ, входит срок содержания под стражей до возвращения уголовного дела прокурору, а также срок содержания под стражей с момента повторного поступления дела в суд. По истечении указанного 6-месячного срока суд в соответствии с ч.3 ст.255 УПК РФ вправе продлить срок содержания под стражей.

 Статьей 15 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предусмотрено установление в местах содержания под стражей режима, обеспечивающего соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих процессуальных обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ.

В соответствии со ст.16 данного закона в целях обеспечения режима в местах содержания под стражей Приказом Министерства юстиции РФ от 14.10.2005 №189 утверждены Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.

Режимные требования обращены, прежде всего, к администрации следственных изоляторов, но в то же время предполагают неукоснительное выполнение лицами, содержащимися под стражей, своих обязанностей, содействие в поддержании установленного правопорядка.

Принятым в СИЗО подозреваемым и обвиняемым предоставляется информация о правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб, а также о возможности получения психологической помощи.

Лицам, содержащимся под стражей, должны создаваться бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Они обеспечиваются бесплатным питанием, им бесплатно выдаются постельные принадлежности, посуда и столовые приборы, туалетная бумага и по их просьбе индивидуальные средства гигиены.

Каждому должно предоставляться индивидуальное спальное место. Норма санитарной площади в камере на одного человека не может быть менее 4 квадратных метров.

Больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении размещаются отдельно от других подозреваемых и обвиняемых.

Для размещения беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет, создаются улучшенные материально-бытовые условия. Камеры оборудуются одноярусными кроватями. Ограничение продолжительности ежедневных прогулок беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет, не допускается.

Улучшенные материально-бытовые условия создаются также несовершеннолетним заключенным под стражу. Продолжительность ежедневных прогулок несовершеннолетних не может быть менее двух часов.

Законом разрешается направлять обращения в органы государственной власти, местного самоуправления и общественные объединения через администрацию следственного изолятора.

Предложения, заявления и жалобы, как и другие виды корреспонденции, исходящей от заключенных под стражу, подлежат цензуре. Однако из этого правила есть исключение.

Переписка с судом, прокуратурой, вышестоящим органом управления уголовно-исполнительной системы, а также Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в Республике Башкортостан, общественной наблюдательной комиссией, созданной в соответствии с законодательством Российской Федерации, Европейским Судом по правам человека цензуре не подлежат и не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляются адресату.

Обращения, адресованные в иные органы, а также защитнику, должны быть направлены не позднее трех дней с момента подачи.

Для этого, согласно Правил внутреннего распорядка организуется ежедневный прием предложений, заявлений и жалоб осужденных как в устном, так и в письменном виде.

Предложения, заявления и жалобы, поданные в устной форме, записываются в журнал и докладываются лицу, ответственному за их разрешение.

Предложения, заявления и жалобы, изложенные письменно и адресованные администрации, регистрируются в журнале и докладываются руководителю учреждения, который принимает меры по их разрешению.

При отсутствии такой возможности осужденному даются соответствующие разъяснения.

Ответы на обращения объявляются лицам, содержащимся под стражей, под расписку и приобщаются к их личным делам. На руки могут выдаваться копии ответов, которые делает администрация по заявлению заключенных под стражу за счет последних.

Законом также закреплены основные обязанности заключенных под стражу, за примерное выполнение которых могут применяться меры поощрения, а за их невыполнение – меры взыскания.

Предусмотрены следующие меры поощрения: досрочное снятие ранее наложенного взыскания; денежная премия за лучшие показатели в работе. Несовершеннолетним, помимо этого, демонстрация дополнительного фильма, разрешение на дополнительное посещение помещения для спортивных занятий.

За невыполнение установленных обязанностей к содержащимся под стражей могут применяться меры взыскания в виде выговора или водворения в карцер.

Следует также отметить, что в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 21.04.

2009 №8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания» взыскания, наложенные в период содержания под стражей (даже если в дальнейшем они будут погашены или сняты) подлежат оценке судом в совокупности с другими характеризующими данными при решении вопроса о возможности применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания или замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

версия для печати

Источник: https://bashprok.ru/the_prosecutor_explained/8623.php

Условия свиданий в СИЗО в западных странах

Помещение в сизо основания

Защита находящихся под стражей лиц осуществляется на основе ряда международных норм в области прав человека. На арестованных распространяется презумпция невиновности, поэтому они не могут быть автоматически лишены связи с внешним миром.

Это значит, что помимо права на общение с адвокатом задержанные лица имеют право на связь с семьей и друзьями.

Несмотря на единые международные стандарты для содержания задержанных или осужденных, это право реализуется далеко не одинаковым образом даже в цивилизованных с точки зрения прав человека странах.

В Великобритании

под стражей в Соединенном Королевстве должно быть использовано судом только тогда, когда существует опасность для общества, но факты показывают, что это не так. Почти две трети людей под стражей ожидают суда по обвинению в ненасильственных преступлениях.

В 2007 году около 30% обвиняемых, взятых под стражу, были приговорены к наказаниям, которые не даже предусматривают заключения в тюрьме. Задержанные в ожидании суда, пока их вина не доказана, должны содержаться в более благоприятных условиях, чем осужденные.

Однако часто бывает так, что они содержатся в плохих помещениях, в тесноте.

Приговоренный к суду заключенный в Великобритании имеет право на две встречи протяженностью в один час в течение одного месяца.

В то же время, ожидающий суда задержанный может принимать посетителей трижды в неделю, а каждая встреча может длиться один час. На встречу с задержанным, ожидающим суда, могут прийти двое взрослых в сопровождении троих детей.

Если позволяет вместимость помещения, то существует возможность принять и большие семьи, которые желают одновременно посетить задержанного.

В Европейском Союзе

До недавних пор в странах Евросоюза были драконовские законы, регламентирующие свидания в СИЗО. Ограничения на свидания применялись автоматически и к тем, кто помещен в следственный изолятор без доказательства вины, и к тем, кто отбывает наказание в виде лишения свободы.

Зачастую даже ограничения права на свидания в отношении задержанных в СИЗО были более существенными, чем к тем, кто уже сидит в тюрьме. Правила свиданий были универсальными для всех арестованных и не зависели ни от оснований помещения в следственный изолятор, ни от соображений безопасности.

Например, по словацким законам помещенные в следственный изолятор имели право на одно свидание в месяц продолжительностью не менее 30 минут и без непосредственного контакта (через перегородку). Увеличение количества свиданий зависело от начальника СИЗО.

Однако, как показывала практика, фактически находящиеся под стражей редко получали большее количество свиданий.

После многочисленных исков в Европейский суд по правам человека было признано, что в ряде стран ЕС заключенные в СИЗО подвергались дискриминации в пользовании правом на уважение личной и семейной жизни, поскольку им практически не разрешались длительные свидания с близкими людьми. Новые Европейские пенитенциарные правила 2006 года предусматривают, что в отсутствие специального запрета, установленного судом по конкретному делу, лица, содержащиеся под стражей, имеют право на свидания и общение с близкими в том же порядке, что и осужденные, отбывающие наказание в виде лишения свободы. Несмотря на то, что сегодня регулирование свиданий разнится в разных странах ЕС, новое европейское законодательство предусматривает для всех заключенных право на свидания не реже одного раза в месяц продолжительностью два часа.

В Израиле

С 1997 года арестованным в Израиле официально разрешено принимать посетителей. Арестованный до окончания судебного разбирательства, если против него уже подано обвинительное заключение, имеет право на прием посетителей один раз в неделю, продолжительностью в полчаса.

Арестованный, против которого не подано обвинительное заключение, не имеет права на свидание, если не получил на это разрешения от должностного лица, ответственного за расследование. Право на свидание может быть обусловлено специальными условиями приема посетителя.

Начальник учреждения, где содержится арестованный, вправе своим мотивированным постановлением запретить вход посетителя в тюрьму или прекратить встречу с арестованным, если у него есть основания опасаться, что свидание может повредить безопасности страны или общественному порядку либо нарушит порядок работы учреждения.

В США

Наибольшее внимание в этом вопросе среди самых развитых стран мира привлекают США, где живет 5% населения Земли и 25% всех заключенных планеты. По данным исследовательского центра Pew Center (США), в настоящее время один из ста взрослых жителей США находится в тюрьме или следственном изоляторе.

В Америке часть нарушителей может быть до суда помещена не в следственную тюрьму, а в исправительное учреждение с низким уровнем контроля. Каждая следственная тюрьма (jail) и любая федеральная тюрьма (prison) обладает собственным распорядком, регламентирующим посещения.

Большинство следственных изоляторов и тюрем требуют соблюдать условие, когда возможность посетить задержанного должна быть заранее одобрена самим задержанным. Все встречи ведутся по строгому расписанию, в одно время только три человека могут посетить задержанного.

Некоторые учреждения позволяют принять только одного или двоих посетителей. В течение одного дня возможен один подобный визит. Частота визитов зависит от изолятора или тюрьмы. Некоторые позволяют одну, другие пять встреч в неделю, хотя это редкий случай.

Большая часть посещений ограничена 15—30 минутами.

Однако далеко не все обвиняемые в США проходят через следственные тюрьмы. Около 33% обвиняемых в преступлениях по федеральному уголовному праву освобождаются до суда.

Примерно в одной трети случаев решение об освобождении до суда было отозвано из-за нарушения условий освобождения, либо же обвиняемый был арестован за повторное правонарушение.

В некоторых штатах полицейский суд может освободить обвиняемого, впервые нарушившего закон, от уголовной ответственности, если тот обязуется, например, пройти курс лечения от наркозависимости.

В большинстве случаев для того, чтобы не сидеть под следствием в изоляторе, есть простой выход — заплатить залог. Но система залогов — нечто совершенно необычное с точки зрения цивилизованного мира.

По сути, она сводится к следующему: если тебя в чем-то обвинили, ты должен сидеть и ждать своей участи вне зависимости от степени тяжести, так как фактически уголовный кодекс США не отделен от административного.

Например, почти 90% арестованных в 2008 году за нетяжкие преступления, которым назначили залог в одну тысячу или менее долларов США, были лишены свободы в досудебном порядке только потому, что они не могли выплатить залог.

Система залогов дает почву для значительных злоупотреблений. Правозащитная организация Human Rights Watch уже сообщала о необоснованном досудебном задержании в городе Нью-Йорке нескольких тысяч людей, обвиненных в мелких преступлениях. Цель задержаний — выкуп.

Большинство подозреваемых средств для залога не имеет. Поэтому деньги на освобождение дают специальные кредитные конторы, для которых торговля свободой — это бизнес. «Залоговые брокеры» специализируются на посредничестве при выдаче залогов.

Схема предельно простая — суд назначает высокий залог, брокер договаривается с задержанным о кредите. Залог перечисляется в бюджет, задержанный выходит на свободу, является в положенное время в суд, бюджет возвращает залог брокеру.

А подсудимый, вне зависимости от степени тяжести обвинения и даже от того, будет он оправдан или осужден, будет должен крупную сумму залоговому брокеру.

Подготовила Наталья Яковлева

Источник: https://www.top-personal.ru/adminlawissue.html?263

Часть I. Следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы – В помощь наблюдателю – ОНК.РФ

Помещение в сизо основания

§1. Методические рекомендации членам общественной наблюдательной комиссии для посещения следственных изоляторов

         Перед посещением следственного изолятора, необходимо ознакомится с основными положениями и понятиями, чтобы иметь представление о специфики деятельности данного учреждения:

Основные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.

·        Конституция Российской Федерации

·         Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

·        Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации

·        Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»

·        Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»

·         Федеральный закон от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»

·        Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденные приказом Минюста России от 14 октября 2005 г. N 189

·        Положение о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденное приказом Минюста РФ от 25.11. 1999 г. № 20 (в ред. 05.03.2004)

Назначение следственных изоляторов.

         В соответствии со ст.8 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы (далее – следственные изоляторы) предназначены для содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу.

Категории лиц, содержащихся в следственных изоляторах.

1. В следственном изоляторе содержатся лица, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

2. В следственном изоляторе могут быть оставлены либо переведены в следственный изолятор из исправительных учреждений осужденные к лишению свободы для участия в следственных действиях, а также судебных разбирательствах в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого или обвиняемого в порядке, установленном Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации.

         3.

В следственном изоляторе отбывают уголовное наказание в виде лишения свободы осужденные, оставленные для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию этого учреждения, а также осужденные на срок не свыше шести месяцев, оставленные в следственном изоляторе с их письменного согласия.

Исполнение иных видов наказания в следственном изоляторе запрещается. (пп. 1.5. – 1.7.   «Положения о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации», утвержденного приказом Минюста РФ от 25.11. 1999 г. № 20 (в ред. 05.03.2004))

Основные понятия:

·        содержание под стражей – пребывание лица, задержанного по подозрению в совершении преступления, либо обвиняемого, к которому применена мера пресечения в виде заключения под стражу, в следственном изоляторе либо ином месте, определяемом федеральным законом (п.42 ст.5 Уголовно-процессуального кодекса РФ)

·        подозреваемый и обвиняемый – лица, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления либо в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (ст.2 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»)

При инспектировании следственного изолятора можно выделить несколько направлений общественного контроля:

– законность и обоснованность содержания под стражей

– обеспечение условий содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых

– обеспечения условий отбывания наказания в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию следственных изоляторов

– медицинское обеспечение подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в следственном изоляторе

– привлечение подозреваемых и обвиняемых к труду

– организация и обеспечение условий труда осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию следственного изолятора

– работа с предложениями, жалобами и заявлениями подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в следственном изоляторе и т.д.

По социальным признакам можно выделить для инспектирования обеспечения условий содержания:

– несовершеннолетних;

– женщин;

– беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до 3-х лет;

– больных;

     Безусловно, это не полный перечень направлений, которые могут быть определены для инспектирования членами общественной наблюдательной комиссии, направления проверки могут определяться с учетом жалоб и заявлений, поступивших в адрес общественной наблюдательной комиссии или в иных случая, когда были выявлении нарушения прав, свобод и законных интересов лиц, содержащихся в следственных изоляторах, в том числе и жалобы на действия сотрудников и администрации следственного изолятора.

На что надо обращать внимание при проверке:

 Законности и обоснованности содержания в следственном изоляторе:

1.     Основание содержания под стражей

Категории лицДокумент, являющийся основанием содержания в СИЗОНорма права
Лица, задержанные по подозрению в совершении преступленийпротокол задержанияСт.5 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ст.91 и ст.92 УПК РФ
подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражусудебное решение,Ст.5 ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ст.108 и ст.109 УПК РФ

2. Основание для приема в следственный изолятор

Категории лицДокумент, являющийся основанием содержания в СИЗОНорма права
подозреваемого или обвиняемогосудебное решение об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу

Источник: https://onk.su/help/18.html

Законодательная база Российской Федерации

Помещение в сизо основания

  • “ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА ИЗОЛЯТОРОВ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ” (утв. Приказом МВД РФ от 26.01.96 N 41)

2. Основания и порядок приема и содержания в ИВС лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений

2.1. Основанием для приема и содержания в ИВС лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, является протокол задержания, составленный в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР.

Протокол задержания, составленный лицом, производящим дознание, должен быть утвержден начальником органа дознания.

В протоколе указываются основания, мотивы, день и час, год и месяц его составления, место задержания. Протокол задержания подписывается лицом, его составившим, и подозреваемым (Приложение 1).

Основанием содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, является судебное решение, вынесенное в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР, а также:

постановление следователя или постановление лица, производящего дознание, санкционированное прокурором, об избрании в качестве меры пресечения заключение под стражу;

постановление прокурора, приговор или определение суда о заключении под стражу в качестве меры пресечения;

вступивший в законную силу приговор суда об осуждении к лишению свободы лица, не находившегося под стражей до его вступления в законную силу.

Перечисленные документы должны быть заверены подписями соответствующих должностных лиц и скреплены гербовыми печатями.

В тех случаях, когда в места содержания представляются выписки их приговоров (определений) суда о заключении под стражу, в них должны быть указаны установочные данные лиц, в отношении которых применена эта мера пресечения. Такие выписки заверяются подписью соответствующих должностных лиц, скрепляются гербовой печатью и подлежат замене не позднее трехдневного срока полной копией приговора.

2.2. В ИВС не принимаются для содержания лица, в отношении которых протоколы задержаний, постановления о содержании под стражей и другие соответствующие документы оформлены с нарушениями требований уголовно-процессуального законодательства и Федерального закона “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”.

2.3. Срок задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, исчисляется с момента доставления этого лица в орган дознания или к следователю, а если задержание указанного лица производится на основании постановления о задержании, вынесенного органом дознания или следователем, то с момента фактического его задержания.

2.4. Лица, осужденные к лишению свободы (если они содержатся в ИВС до вступления приговора в законную силу), переводятся в следственные изоляторы для направления в места лишения свободы в соответствии с приговором.

При необходимости производства следственных действий по делу о преступлении, совершенном другим лицом, осужденные к лишению свободы лица могут быть временно оставлены в ИВС:

– для производства следственных действий о преступлении, совершенном другим лицом, – на основании постановления, санкционированного прокурором;

– в случае привлечения лица к уголовной ответственности по другому делу, если в отношении его избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, – на основании постановления об избрании данной меры пресечения.

Осужденные, отбывающие наказание в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, могут содержаться в ИВС:

– в связи с рассмотрением дела в суде – по определению суда на время рассмотрения дела;

– в связи с производством следственных действий по делу о преступлении, совершенном другим лицом, – на основании постановления, санкционированного прокурором.

2.5. Подозреваемые, обвиняемые, следующие транзитом, принимаются и содержатся в ИВС на основании документов, предусмотренных Наставлением по содержанию, охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

2.6. Женщины, имеющие при себе детей в возрасте до трех лет, могут быть приняты в ИВС с детьми только в случае невозможности передачи ребенка близким родственникам или их отказа от этого.

Основанием для приема ребенка с матерью является свидетельство о рождении или другие документы, подтверждающие принадлежность ребенка, а при отсутствии таких документов – соответствующее предписание (постановление) органа дознания или следователя, в производстве которого находится данное дело.

2.7. Подозреваемые и обвиняемые принимаются круглосуточно дежурным по ИВС, который проверяет наличие оснований для помещения их в места содержания, опрашивает доставленного и сверяет его ответы с данными протокола задержания (постановления, определения, приговора суда) и других документов, регистрирует подозреваемого и обвиняемого в книге учета таких лиц (Приложение 2).

При поступлении в ИВС группы таких лиц они размещаются на срок не более двух часов в кабинах (боксах), оборудованных в комнате для производства личных обысков.

Проведение личного обыска, дактилоскопирования, а также досмотра вещей подозреваемых и обвиняемых

2.8. Доставленные для водворения в ИВС лица в присутствии понятых подвергаются личному обыску, дактилоскопированию, а находящиеся у них вещи – досмотру. Личный обыск может производиться только лицом одного пола с обыскиваемым и в присутствии понятых того же пола.

По окончании личного обыска и досмотра составляется протокол, который подписывается лицом, производившим обыск, понятыми и обыскиваемым. Отказ подозреваемых и обвиняемых от подписи и заявленные при этом претензии отражаются в протоколе обыска (Приложение 3).

2.9. Принятым в ИВС подозреваемым и обвиняемым оставляют только те предметы, вещи и продукты питания, которые им разрешается иметь при себе и хранить в камере в количестве и ассортименте, определенными настоящими Правилами.

Запрещенные предметы, вещи и продукты питания, изъятые у подозреваемых и обвиняемых, передаются на хранение либо уничтожаются по мотивированному постановлению начальника ИВС, о чем составляется соответствующий акт.

Деньги, изъятые при личном обыске у подозреваемых и обвиняемых, зачисляются на их лицевой счет, ценные бумаги и ценные вещи (ордена, медали и документы к ним) сдаются в финансовую часть органа внутренних дел для хранения, а личные вещи – в камеру хранения ИВС. Личные документы, а также ценные бумаги, переписка, записные книжки, фотографии, изъятые из обращения предметы и вещи, ордена и медали, принадлежность которых не установлена, передаются лицу, производящему дознание, следователю, суду.

Копия квитанции финчасти о приеме денег и ценностей выдается под расписку подозреваемому и обвиняемому, другая копия приобщается к его личному делу. При переводе подозреваемых и обвиняемых в следственный изолятор ордена, медали и документы к ним, а также личные деньги направляются в финансовую часть СИЗО (посылками, бандеролями, почтовыми переводами).

2.10. Изъятые при личном обыске деньги, драгоценности, ценные бумаги, предметы, вещи и продукты питания могут быть переданы или пересланы за его счет родственникам либо другим лицам только с разрешения лица, производящего дознание, следователя или суда.

2.11. Предметы и вещи, не представляющие ценности, а также запрещенные к хранению в ИВС (спиртные напитки, игральные карты и т.п.) уничтожаются после вступления приговора в законную силу (если осужденный содержится в ИВС), о чем составляется акт.

2.12. Порядок медицинского осмотра доставленных в ИВС и прохождение ими санитарной обработки перед размещением по камерам осуществляется в соответствии с настоящими Правилами.

2.13. После производства личного обыска, опроса и санитарной обработки подозреваемых и обвиняемых дежурный знакомит их с Правилами внутреннего распорядка в ИВС и в соответствии с требованиями закона и настоящих Правил размещает вновь прибывших по камерам.

Размещение в ИВС подозреваемых и обвиняемых

2.14. Основные требования обеспечения изоляции:

– подозреваемые и обвиняемые содержатся в общих или одиночных камерах в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 33 Федерального закона “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”;

– размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах на срок более одних суток допускается по мотивированному постановлению начальника ИВС, санкционированному прокурором. Не требуется санкции прокурора на размещение подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах в следующих случаях:

а) при отсутствии иной возможности обеспечить соблюдение требований раздельного размещения, предусмотренных ст. 33 Федерального закона;

б) в интересах обеспечения безопасности жизни и здоровья подозреваемого или обвиняемого либо других подозреваемых или обвиняемых;

в) при наличии письменного заявления подозреваемого или обвиняемого об одиночном содержании;

г) при размещении подозреваемых и обвиняемых в одиночных камерах в ночное время, если днем они содержатся в общих камерах.

Переговоры, передача каких-либо предметов и переписка подозреваемых и обвиняемых с подозреваемыми и обвиняемыми, содержащимися в других камерах, не допускаются.

Переговоры, передача каких-либо предметов и переписка подозреваемых и обвиняемых с лицами, находящимися на свободе, осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона.

Основные требования обеспечения изоляции должны соблюдаться при перемещении подозреваемых и обвиняемых за пределами ИВС.

Раздельное размещение в камерах

2.15. Размещение подозреваемых и обвиняемых в не приспособленных для этих целей помещениях запрещается. Их размещение в камерах производится с учетом личности и психологической совместимости. Курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих.

При размещении подозреваемых и обвиняемых должны соблюдаться следующие требования:

1) раздельно содержатся:

– мужчины и женщины;

– несовершеннолетние и взрослые; в исключительных случаях с разрешения прокурора в камерах, где содержатся несовершеннолетние, допускается содержание положительно характеризующихся взрослых, впервые привлекаемых к уголовной ответственности за преступления, не относящиеся к тяжким;

– лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности, и лица, ранее содержавшиеся в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы;

– подозреваемые и обвиняемые, а также осужденные, приговоры в отношении которых вступили в законную силу;

– подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу;

2) отдельно от других подозреваемых и обвиняемых содержатся:

– подозреваемые и обвиняемые в совершении особо опасных государственных преступлений;

– подозреваемые и обвиняемые в совершении тяжких преступлений в составе организованных преступных групп;

– подозреваемые и обвиняемые в совершении следующих преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РСФСР: бандитизма, разбоя, грабежа при отягчающих обстоятельствах, умышленного убийства, умышленного тяжкого телесного повреждения, изнасилования, захвата заложников, вымогательства, терроризма;

– особо опасные рецидивисты;

– иностранные граждане и лица без гражданства при наличии условий для их содержания отдельно от других подозреваемых и обвиняемых;

– подозреваемые и обвиняемые, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, налоговой инспекции, таможенных органов, военнослужащими внутренних войск МВД России;

– по решению начальника ИВС либо по письменному решению лица, производящего дознание, следователя или судьи подозреваемые и обвиняемые, жизни и здоровью которых угрожает опасность со стороны других подозреваемых и обвиняемых;

– больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении.

Запрещается помещение в ИВС лиц, задержанных за совершение административных правонарушений и находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; арестованных в административном порядке при наличии в ОВД специального приемника для лиц, подвергнутых административному аресту.

  • “ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА ИЗОЛЯТОРОВ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ” (утв. Приказом МВД РФ от 26.01.96 N 41)

Источник: https://zakonbase.ru/content/part/249465

Прием подследственных в следственный изолятор и распределение их по камерам

Помещение в сизо основания

Прием и размещение подозреваемых и обвиняемых по камерам регламентируется Приказом Минюста РФ от 14 октября 2005 г. N 189 “Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы”.

Прием подозреваемых и обвиняемых в следственный изолятор

Прием подозреваемых и обвиняемых в СИЗО производится круглосуточно дежурным помощником начальника СИЗО (далее – дежурный помощник) или его заместителем, который

    1. проверяет наличие документов, дающих основание для приема лица, доставленного в СИЗО,
    2. проводит опрос данного лица и сверяет его ответы со сведениями, указанными в личном деле.

Основания для приема в СИЗО:

    • подозреваемого или обвиняемого – судебное решение об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу, вынесенное в порядке, установленном УПК РФ;
    • в отношении лиц, к которым применялось задержание, к судебному решению об избрании меры пресечения должен быть представлен протокол задержания подозреваемого в совершении преступления.

Основанием для приема в СИЗО лица, выдача которого запрошена иностранным государством для уголовного преследования или исполнения приговора и в отношении которого имеется решение судебного органа иностранного государства о заключении под стражу, является постановление о заключении под стражу, вынесенное прокурором Российской Федерации в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 466 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

Помимо указанных в пункте 6 документов для приема в СИЗО женщины с ребенком в возрасте до трех лет необходимо свидетельство о его рождении или другие документы, подтверждающие принадлежность ребенка матери, а при отсутствии таких документов – письменное указание лица, производящего дознание, следователя, прокурора или суда, в производстве которых находится уголовное дело, о помещении женщины с ребенком в СИЗО.

Документы, являющиеся основанием для приема в СИЗО, должны быть заверены подписями соответствующих должностных лиц и скреплены гербовыми печатями.

Подозреваемые и обвиняемые, следующие через СИЗО транзитом, принимаются и направляются к местам назначения на основании справок по личным делам и попутных списков. При расхождении данных на справке по личному делу с опросом лица, следующего транзитом, дежурный помощник вскрывает личное дело, о чем составляется акт.

Принятым в СИЗО подозреваемым и обвиняемым предоставляется информация

    • о правах и обязанностях,
    • о режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях,
    • о распорядке дня,
    • о порядке подачи предложений, заявлений и жалоб, а также
    • о возможности получения психологической помощи.

Указанная информация может предоставляться подозреваемым и обвиняемым как в письменном виде, так и устно.

При поступлении в СИЗО подозреваемые и обвиняемые проходят первичный медицинский осмотр и санитарную обработку. Результаты осмотра, проведенных лечебно-диагностических мероприятий вносятся в медицинскую амбулаторную карту.

Подозреваемые и обвиняемые на добровольной основе проходят первичное психодиагностическое обследование, результаты которого заносятся в Журнал учета подозреваемых и обвиняемых, прошедших психологическое обследование.

Подозреваемые и обвиняемые, прошедшие санитарную обработку, получают постельные принадлежности, а при необходимости одежду установленного образца. В обязательном порядке переодеваются подозреваемые и обвиняемые, поступившие в форменной одежде военнослужащих или сотрудников правоохранительных органов. При необходимости переодеваются работники других служб.

После проведения полного личного обыска, досмотра личных вещей, дактилоскопирования, фотографирования, первичного медицинского осмотра, санитарной обработки и оформления учетных документов лица, прибывшие в СИЗО, размещаются по камерам карантинного отделения, где проходят медицинское обследование.

Размещение по камерам СИЗО

Размещение по камерам осуществляется в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона на основании плана покамерного размещения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, утвержденного начальником СИЗО либо лицом, его замещающим.

Подозреваемые и обвиняемые по одному уголовному делу размещаются раздельно. Администрацией СИЗО принимаются меры по исключению контактов между ними.

Подозреваемые и обвиняемые размещаются по камерам дежурным помощником или его заместителем по согласованию с работником оперативной службы, а несовершеннолетние, кроме того, – по согласованию с инспектором по воспитательной работе и психологом.

Размещение больных производится по указанию медицинского работника.

Лица, у которых имеются признаки психического расстройства, в том числе склонность к агрессии и аутоагрессии, размещаются по камерам с учетом рекомендаций психиатра и психолога.

Лица с признаками инфекционных или паразитарных заболеваний размещаются в камерах, выделяемых под карантин. Срок карантина определяется медицинскими показаниями.

В течение всего срока нахождения в следственном изоляторе подозреваемые и обвиняемые содержатся, как правило, в одной камере.

Перевод подозреваемых и обвиняемых из одной камеры в другую осуществляется по письменному разрешению начальника СИЗО либо лица, исполняющего его обязанности.

Перемещение подозреваемых, обвиняемых и осужденных из одной камеры в другую при проведении ремонтных работ в камерах, а также при ликвидации аварий систем водо-, электроснабжения и канализации осуществляется по письменному разрешению начальника СИЗО либо лица, его замещающего. При невозможности перемещения всех лиц из одной камеры в другую вопрос о размещении в разных камерах каждого подозреваемого, обвиняемого или осужденного решается индивидуально.

Больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении размещаются отдельно от других подозреваемых и обвиняемых.

Несовершеннолетние размещаются, как правило, в маломестных камерах (4-6 мест), расположенных в отдельных корпусах, секциях или на этажах режимных корпусов с учетом их возраста, физического развития, педагогической запущенности. Им создаются улучшенные материально-бытовые условия.

В исключительных случаях в камерах с несовершеннолетними в соответствии со статьей 33 Федерального закона с согласия надзирающего прокурора содержатся взрослые подозреваемые и обвиняемые из числа положительно характеризующихся лиц, впервые привлеченных к уголовной ответственности за преступления, не относящиеся к тяжким и особо тяжким. Их отбор осуществляется инспектором по воспитательной работе и психологом по согласованию с работником оперативной службы.

Для размещения беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет, создаются улучшенные материально-бытовые условия. Они размещаются в специально оборудованных камерах, расположенных в отдельных режимных корпусах или изолированных отсеках режимных корпусов. Камеры оборудуются одноярусными кроватями.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/priem-podsledstvennich-v-sledstvenniy-izolyator-i-raspredelenie-ich-po-kameram

ЗнатокПрав
Добавить комментарий