Профессиограмма менеджера по персоналу

Профессиограмма менеджера по персоналу, представленная в научной литературе

Профессиограмма менеджера по персоналу

I. Общие сведения о профессии.

В переводе с английского слово manager означает – «руководитель», «заведующий», «директор», «управляющий».

Последние несколько лет ознаменовались высоким ростом предпринимательства в нашей стране, и из класса предпринимателей возник особый класс менеджеров и управляющих, приобретающий все большую популярность.

Но в целом менеджеры существовали всегда, как всегда существовали руководители предприятий, компаний, организаций. Менеджер – это управленец, который в отличие от предпринимателя довольно жестко ограничен в своей деятельности набором норм, правил и традиций, свойственных для любой организации.

Название профессии менеджер по персоналу обсуждается с начала 90-х гг. прошлого столетия, когда казалось, что старое наименование (начальник отдела кадров или инспектор) должно «уйти», а новое (HR, менеджер по персоналу и т.п.) – утвердиться, поскольку HR-деятельность «поглотила» административно- кадровую работу вместе с кадровым документооборотом.

Большинство руководителей различных крупных предприятий и клиентов со стороны обращают внимание на то, как ведется работа с персоналом на других предприятиях. Наличие данного менеджера говорит о том, что руководитель заботится о своем коллективе.

Структура организации, её интересы, связи в первую очередь передаются через специалиста по персоналу, который встречает, адаптирует сотрудников и взаимодействует с ними. От его деятельности зависит успех компании.

II. Характеристика труда – содержание и основные операции (действия):

– участие в работе по управлению персоналом предприятия;

– планирование потребности в персонале в соответствии с перспективами и направлениями развития предприятия;

– организация работ по поиску и привлечению сторонних специалистов для обеспечения жизнедеятельности компании;

– профессиональный отбор среди претендентов на вакансию, диагностика профессионально-важных качеств, работа с базой данных кандидатов;

– ведение телефонных переговоров и собеседований с претендентами на вакантные должности;

– проведение адаптации новых сотрудников: знакомство с предприятием, правилами внутреннего трудового распорядка, нормативными правилами и ценностями предприятия;

– внесение предложений по мотивации и стимулированию сотрудников;

– осуществление кадрового учета и ведение кадрового делопроизводства на предприятии в соответствии с требованиями законов и государственных стандартов;

–оформление приема, перевода, увольнения сотрудников предприятия в соответствии с трудовым законодательством,

положениями, инструкциями, приказами, принятыми на предприятии;

– формирование и ведение личных дел сотрудников, своевременное внесение в них необходимых изменений, ведение архива личных дел;

– подготовка необходимых материалов для аттестационной комиссии;

– изучение движения и причин текучести кадров, принятие участия в разработке и осуществлении мероприятий по их устранению;

– заполнение, учет и хранение трудовых книжек, подсчет трудового стажа;

– выдача справки о настоящей и прошлой трудовой деятельности сотрудников предприятия;

– осуществление воинского учета призывников и военнослужащих запаса, работающих на предприятии;

– предоставление персональных данных в бухгалтерию для внебюджетных фондов и налоговой инспекции;

– разработка плана обучения, переподготовки и повышения квалификации сотрудников;

– учет предоставления отпусков работникам, осуществление контроля за составлением и соблюдением графиков очередных отпусков;

– контроль состояния трудовой дисциплины в подразделениях предприятия и за соблюдением сотрудниками правил внутреннего трудового распорядка;

– осуществление оперативной связи с организациями и отдельными гражданами по вопросам кадровой деятельности предприятия;

– обеспечение составления установленной отчетности о работе с кадрами.

III. Условия труда.

Работа в офисе общей площадью 3 кв. метра. Менеджеру по персоналу предоставляется отдельный стол и стул, компьютер, ксерокс, принтер, телефон.

Разрешается пользоваться библиотекой. Восьми часовой рабочий день, часовой перерыв для отдыха и питания. Работа противопоказана людям, страдающим заболеваниями опорно- двигательного аппарата, хроническими инфекционными заболеваниями, кожной аллергией, экземой кистей рук, эпилепсией, резко выраженными неврозами, снижением слуха и дефектами речи, болезнями сердечно-сосудистой системы.

IV. Психограмма

1. Личностные качества:

2. Моральные:

– доброжелательность;

– эмоциональная устойчивость;

– внимательность;

– честность;

– хорошая память;

– справедливость;

– воспитанность;

– скромность;

– высокий уровень самоконтроля;

– способность убеждать собеседника;

– позитивное, оптимистическое мышление.

3. Деловые:

–исполнительность;

–предприимчивость;

– трудолюбие;

– целеустремленность;

– организованность;

– дипломатичность;

– дисциплинированность.

4. Профессионально-важные качества:

– нацеленность на результат;

– высокая самоорганизованность;

– умение эффективно планировать время и другие ресурсы;

– общительность;

– находчивость;

– выдержка;

– умение «говорить на одном языке» с представителями разных профессий, возрастных категорий;

– беспристрастность;

– умение говорить «нет»;

– способность воспринимать критику;

– способность к эмпатии (сопереживанию);

– способность к влиянию;

– профессиональная компетентность;

– интеллектуальные способности.

V. Знания, умения, навыки

– законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия по управлению персоналом;

– законодательство о труде;

– основы рыночной экономики, предпринимательства и ведения бизнеса;

– конъюнктуру рынка рабочей силы и образовательных услуг;

– современные концепции управления персоналом;

– основы трудовой мотивации и системы оценки персонала;

– формы и методы обучения и повышения квалификации кадров;

– порядок разработки трудовых договоров (контрактов);

– методы и организацию менеджмента;

– структуру управления предприятия и их кадровый состав;

– основы общей и социальной психологии труда;

– этику делового общения;

– отечественный и зарубежный опыт в области управления персоналом;

– основы организации делопроизводства;

– методы обработки информации с применением современных технических средств, коммуникаций и связи, вычислительной техники;

– правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты.

Профессиональные знания в области: социологии, экономики, управления, организации, коммерции, иностранного языка, маркетинга, торговли. Для работы с кадрами необходимы знания в области права и психологии.

Менеджер по персоналу должен уметь работать по следующим направлениям HR-менеджмента: кадровое делопроизводство и кадровое право; планирование персонала и кадровый анализ; поиск и подбор персонала; адаптация персонала; стимулирование и оплата труда; трудовая мотивация персонала; оценка и аттестация персонала; обучение и развитие персонала; корпоративная культура организации; высвобождение персонала; разрешение конфликтов.

Профессиональные умения: работа с людьми, телефонные переговоры, договорная работа, компьютер, разработка программ, коммерческие операции, умение доводить порученное дело до конца, умение видеть перспективу.

VI. Сведения о профессиональной подготовке.

Чаще всего менеджерами по персоналу становятся психологи, выпускники кафедры по управлению персоналом, менеджмента, педагоги, выпускники экономических, юридических и реже технических вузов.

На должность менеджера по персоналу назначается лицо, имеющее высшее образование и стаж работы по специальности на должностях по управлению персоналом не менее 2 лет.

Таким образом, профессиограмма – это документ, который содержит комплексное, систематизированное и всестороннее описание объективных характеристик профессии и совокупность ее требований к индивидуально-психологическим особенностям человека. Оценка работников при использовании профессиограмм позволяет сравнивать качества работников, выявлять их сильные и слабые стороны.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/18_48898_sostavlenie-professiogrammi-menedzhera-po-personalu.html

Профессиограмма – роскошь или необходимость?

Профессиограмма менеджера по персоналу

Лаврентьева Арина, HR Journal.ru

Как часто перед нами ставят задачи из серии «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Или нужно аттестовать сотрудников на предмет соответствия занимаемой должности. Задача руководителем поставлена, что будет дальше (в смысле того, каким образом это будет сделано) – не его проблемы. Вот результаты и выводы он послушает с большим удовольствием.

И чувствуешь себя героем какой-нибудь сказки: к утру – чтобы летучий корабль был готов! И делать нечего, достаешь запрятанные скатерти-самобранки или сапоги-скороходы, и вперед. Жаль только, что скатерти-самобранки не дают готовых кандидатов, а все волшебные заготовки не скажут – соответствует человек или нет той или иной должности.

Вот и приходится разрабатывать «прокрустово ложе» с перечнем всего того, что должен знать и уметь сотрудник (соискатель) и какими профессиональными навыками обладать.

В кадровой работе активно используются единые справочники должностей. В психологической – профессиографические описания. На ниве нашей с вами деятельности приходится использовать все и сразу.

Мечта любого HR-менеджера – систематизированное и подробное описание всех должностей в организации. Практически никаких проблем с подбором и аттестаций персонала не возникает. Но, как правило, это так и остается мечтой.

Чтобы провести такую работу понадобится огромное количество времени, причем не только вашего, но и практически всех сотрудников (включая руководителей).

Ведь необходимо составить перечень всех должностей в отделах, обсудить какие обязанности выполняет тот или иной сотрудник (в одной организации секретарь несет информационные обязанности, а в другой еще и ведет кадровую работу).

Или потребуется отдельный человек, нанятый на проект выполнения именно этого блока работы.

Причем в первом случае, даже при всем энтузиазме и желании сдвинуть эту гору, не хватает сначала времени, а потом и сил (всегда есть какой-либо аврал, какая-нибудь вакансия, которую нужно было закрыть еще позавчера), а во втором – материальной поддержки (зачем тратить деньги на то, что в принципе может выполнить и имеющийся сотрудник службы персонала, и на то, результат чего виден будет далеко не сразу).

Как обычно, все упирается в сплошные банальности, ничего нового. Естественно, встает вопрос об «упрощении» труда HR-менеджеров и экономии времени.

Не знаю как вам, а мне приходилось буквально клещами вытаскивать информацию из отдельных руководителей о том, кого и на какие должностные обязанности они хотели бы видеть.

Как правило, разговор сводится к двум-трем словам: «чтобы могли делать все, что делают в подразделении (и даже больше) и образование, желательно Кембридж, MBA, МГУ, наконец…» И где такие самородки хранятся и скрываются – никому не ведомо.

Наглядные материалы в виде готовых профессиограмм позволяет рационализировать процесс взаимодействия с руководителями-заказчиками и при работе на подборе, и при аттестационных мероприятиях.

Обратимся к более подробному и детальному описанию того, а что есть профессиограмма вообще и можно ли каким-то образом и можно ли использовать отдельные ее элементы в работе.

Сам термин “профессиография” происходит от латинского “профессио”- постоянная специальность, служащая источником существования, и греческого “графо”- пишу.

Классическое определение профессиограммы, данное К.К.Платоновым звучит следующим образом: под профессиографией понимается описание профессий и специальностей с точки зрения требований, предъявляемых ими к человеку.

Результатом профессиографии является профессиограмма – описание системы требований, предъявляемых к человеку определенной специальностью, профессией или их группой.

Частью профессиограммы является психограмма – краткая сводка требований, предъявляемых к психике человека, т. е. перечень необходимых способностей.

Хотелось бы коснуться и основных видов профессиограмм, поскольку их классификаций также достаточно.

Частные профессиограммы дают лишь частичное с точки зрения одной науки или научной дисциплины представление о работе.

Комплексная профессиограмма является всесторонним описанием работы, в котором собраны результаты профессиграфии всех дисциплин эргономики и соответствующих специальных дисциплин (техника, организация, экономика).

В зависимости от назаначения профессиограммы подразделяются на универсальные и специальные.

Универсальные профессиограммы содержат сведения и характеристики труда, действительные для всех видов работ. Такая профессиограмма бывает весьма обширной и преследует многие цели.

Специальная профессиограмма – это узкоспециализированный отбор тех важнейших характеристик, котрые необходимы для решения конкретной задачи, для конкретной цели.

Разумеется, говоря о различных видах профессиограмм, нельзя не упомянуть о профессиограммах, составляющихся в целях профориентации и профотбора.

Профориентационная профессиограмма – самая широкая и разносторонняя.

Она в наибольшей степени учитывает принципы составления профессиограмм и должна возможно более всесторонне давать технологические, экономические, социологические, медицинские и психологические описания данной профессии, т. е.

дать по возможности более полную информацию по данной профессии. Отсюда широко распространено и другое название профессиограмм, используемых в профориентационной и профконсультационной, а именно – иинформационная.

Неотъемлемой составляющей любой профессиограммы является психограмма, или требования к психическим и психологическим свойствам человека в рамках той или иной должности.

Разумеется, давать какие-либо жесткие схемы в рамках данной статьи мне бы не хотелось, однако, в качестве примера, приведу вариант не самой подробной профессиограммы.

Основные нормативные документы, регулирующие деятельность специалиста и цели деятельности

  • Трудовой кодекс и другие законы РФ.
  • Организация работы с персоналом в соответствии с общими целями развития организации и конкретными направлениями кадровой политики для достижения эффективного использования и профессионального совершенствования работников.

Задачи деятельности специалиста или обязанности по нормативным документам

  • Подбор и расстановка персонала
  • Определение потребности в персонале организации
  • Формирование кадрового резерва
  • Организация и проведение оценки результатов деятельности сотрудников, аттестаций, конкурсов на замещение вакантных должностей
  • Изучение рынка труда
  • Планирование карьеры сотрудников предприятия
  • Организация и проведение обучения персонала
  • Разработка и внедрение систем мотивации работников
  • Разработка и внедрение комплекса мер по адаптации
  • Поддержание трудовой дисциплины организации
  • Изучение и анализ штатной структуры предприятия, организации
  • Оформление документов о приеме-увольнении сотрудников и др. кадровую документацию
  • Оформление документов по периодической отчетности и их хранение

Требования к некоторым психическим процессам

  • высокий уровень развития концентрации и устойчивости внимания (способность длительное время сосредотачиваться на одном предмете, не отвлекаясь на другие объекты и не ослабляя внимание);
  • высокий уровень развития переключения и распределения внимания (способность быстро переводить внимание с одного предмета на другой или с одного вида деятельности на другой, а также удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или совершать одновременно несколько действий);
  • хорошее развитие образной и словесно-логической памяти;
  • высокий уровень развития образного мышления;
  • развитие логического мышления;
  • хорошее развитие мнемических способностей (долговременная и кратковременная память);
  • коммуникативные способности (общение и взаимодействие с людьми, умение устанавливать контакты);
  • умение слушать;
  • вербальные способности (умение говорить четко, ясно, выразительно);
  • ораторские способности (грамотное выражение мысли, умение убеждать других людей);
  • способность к самоконтролю.

Личностные качества, интересы, склонности

  • высокая степень личной ответственности;
  • терпимость, безоценочное отношение к людям;
  • интерес и уважение к другому человеку;
  • стремление к самопознанию, саморазвитию;
  • оригинальность, находчивость, разносторонность;
  • любознательность и обучаемость;
  • тактичность, воспитанность;
  • инициативность;
  • целеустремленность, настойчивость;
  • интуиция, умение прогнозировать события;
  • находчивость;
  • умение хранить тайну;
  • творческое начало;
  • эрудированность.

Профессиональная подготовка

Требования к уровню профессиональной подготовки: высокий уровень профессиональной подготовки, опыт работы по данной специальности от 2-х лет.

https://www.youtube.com/watch?v=w-8ZkSsYM3Q

Формы профессиональной подготовки: в/о (экономическое, психологическое, социологическое) или дополнительная подготовка в области менеджмента.

Возможности и формы повышения квалификации: обучение на специализированных курсах, семинарах, лекциях.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности

  • психическая и эмоциональная неуравновешенность;
  • агрессивность;
  • замкнутость;
  • нерешительность;
  • отсутствие склонности к работе с людьми;
  • неумение встать на позицию другого человека;
  • ригидность мышления (неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды);
  • низкий интеллектуальный уровень развития.

Напоследок хотелось бы сказать, что профессиограмма информирует человека об объективном содержании труда, о психологических качествах, требуемых от человека. Вместе с тем, это не жесткая стандартная схема, не “прокрустово ложе”, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста.

Наша жизнь не стоит на месте, меняется окружающая среда, появляются новые профессии, повышаются требования к специалистам. Разумеется, профессиограмма меняется по мере изменения профессии, поэтому обращаться к ней, вносить необходимые коррективы, время от времени необходимо.

Читайте нас в Фейсбуке и ВКонтакте. Самая быстрая HR-рассылка

условия копирования

Источник: http://www.hr-journal.ru/articles/oap/pro-professiogramm.html

Кировской области

Профессиограмма менеджера по персоналу

03.04.2015

Работа в системах «Человек-Человек», «Человек – Знаковая система».

Организует работу с персоналом в соответствии с общими целями развития предприятия, учреждения, организации и конкретными направлениями кадровой политики для достижения эффективного использования и профессионального совершенствования работников.

Обеспечивает укомплектование предприятия, учреждения, организации работниками необходимых профессий, специальностей и квалификации. Определяет потребность в персонале, изучает рынок труда с целью определения возможных источников обеспечения необходимыми кадрами.

Осуществляет подбор кадров, проводит собеседования с нанимающимися на работу, в том числе с выпускниками учебных заведений, с целью комплектования штата работников. Организует обучение персонала, координирует работу по повышению квалификации сотрудников и развитию их деловой карьеры.

Доводит информацию по кадровым вопросам и важнейшим кадровым решениям до всех работников. Организует проведение оценки результатов трудовой деятельности работников, аттестаций, конкурсов на замещение вакантных должностей.

Совместно с руководителями структурных подразделений участвует в принятии решений по вопросам найма, перевода, продвижения по службе, понижения в должности, наложения административных взысканий, а также увольнения работников. Разрабатывает систему оценки деловых и личностных качеств работников, мотивации их должностного роста.

Консультирует руководителей разных уровней по вопросам организации управления персоналом. Принимает участие в планировании социального развития коллектива, разрешении трудовых споров и конфликтов. Составляет и оформляет трудовые договоры и контракты, ведет личные дела работников и другую кадровую документацию. Осуществляет руководство подчиненными сотрудниками.

Свою деятельность менеджер по персоналу строит на основе:

  • постоянного изучения и развития личностного потенциала работников в соответствии с долгосрочными планами организации;
  • создании условий для эффективного использования наличного потенциала работников организации для решения стоящих перед ним задач.

Работает в помещении, использует телефон, факс, персональный компьютер, большое количество контактов с людьми.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

Должен знать:

  • законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия, учреждения, организации по управлению персоналом;
  • законодательство о труде;
  • основы рыночной экономики, предпринимательства и ведения бизнеса;
  • конъюнктуру рынка рабочей силы и образовательных услуг;
  • основы маркетинга;
  • современные концепции управления персоналом;
  • основы трудовой мотивации и системы оценки персонала;
  • формы и методы обучения и повышения квалификации кадров;
  • порядок разработки трудовых договоров (контрактов);
  • методы и организацию менеджмента;
  • перспективы развития предприятия, структуру управления и их кадровый состав;
  • основы общей и социальной психологии, социологии и психологии труда;
  • основы производственной педагогики;
  • этику делового общения;
  • передовой отечественный и зарубежный опыт власти управления персоналом;
  • основы организации делопроизводства;
  • методы обработки информации с применением современных технических средств, коммуникаций и связи, вычислительной техники;
  • правила и нормы охраны труда.

Должен уметь:

  • разрабатывать трудовые договоры (контракты);
  • оценивать деловые качества работников, проводить аттестацию персонала;
  • разрабатывать систему оценки деловых качеств работников, мотивации их должностного роста;
  • обрабатывать информацию с использованием современных технических средств, коммуникаций и связи, вычислительной техники;
  • вести делопроизводство;
  • проводить подбор, прием и обучение персонала;
  • свободно владеть вербальными и невербальными средствами общения;
  • владеть навыками делового общения, деловой переписки;
  • определять потребность в персонале, уметь предвидеть потребность организации в новых рабочих места.

Профессионально важные качества

  • Логическое мышление;
  • аналитический склад ума, прогностические способности;
  • творческое воображение;
  • четкое формулирование целей и задач, изложения мыслей;
  • высокий уровень развития образной памяти, большой объем памяти,
  • концентрация и распределение внимания;
  • эмоциональная устойчивость, самообладание в трудных ситуациях, сила воли;
  • высокий уровень организаторских и коммуникативных способностей,
  • ответственность, настойчивость, целеустремленность, уверенность,
  • склонность к лидерству, умение управлять людьми,
  • самокритичность и требовательность к другим,
  • пунктуальность, дипломатичность.

Медицинские противопоказания

Работа противопоказана людям с заболеваниями:

  • нервной системы,
  • органов слуха, зрения;
  • сердечно-сосудистой системы;
  • гипертонической болезнью;
  • желудочно-кишечного тракта тяжелой формы.

Близкие профессии (специальности)

Начальник отдела кадров, психолог, менеджер. Широкий спектр занятий, связанных с организацией учебных, трудовых, туристических, досуговых и других групп, а также с консультированием и преподаванием, отдельным направлениям предпринимательской деятельности (брокер, маркетолог, аналитик – прогнозист).

Обучение

Высшие учебные заведения.

Источник: https://www.trudkirov.ru/professiograms/detail/81bd02f7-45af-4b9b-811c-51281087dfd2

Красноярского края

Профессиограмма менеджера по персоналу

30.11.2016 Презентация профессии     

Менеджер по персоналу или HR-менеджер (от англ. human resources — человеческие ресурсы), — профессия сравнительно новая для России. Часть функций, которые выполняет «эйчар» (сленговое название HR-менеджера), перешла к нему от его советских предшественников — инспекторов по кадрам.

Последние, как правило, вели кадровое делопроизводство и следили за соблюдением норм КЗоТа. В круг обязанностей менеджера по персоналу входит то же самое, но это только малая часть его задач.

цель его деятельности — совмещение имеющихся человеческих ресурсов, квалификации и трудового потенциала со стратегией развития бизнеса, стратегией управления и кадровой стратегии с  целями организации. 

Следует отметить, что специальность «Управление персоналом» появилась в перечне специальностей высшего профессионального образования недавно, только в 2000 году и в настоящее время пользуется огромным спросом. Преимущества профессии: востребованность на рынке, простор для творческого подхода к делу, возможность реализовать собственные амбиции, социальная значимость (личное влияние на экономические показатели эффективности, прибыль организации). Ограничения профессии: интенсивный умственный труд, ненормированный рабочий день, психоэмоциональные нагрузки, высокий уровень ответственности.  

Тип и класс профессии

  Профессия менеджера по персоналу  относится к типу «Человек – Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Для этого требуются умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, обладать развитыми лексическими способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и лидерскими наклонностями. Дополнительный тип профессии «Человек – Знак», поскольку она связана с работой со знаковой информацией: текстами, цифрами, формулами, таблицами,  схемами, моделями.. Для этого требуются логические способности, умение сосредотачиваться, интерес к работе с информацией, развитое внимание и усидчивость, умение оперировать числами, пространственное мышление. Профессия менеджера относится к классу эвристических, т.к. она связана с различными направлениями деятельности в сфере управления другими людьми, с организацией, планированием, координацией, мотивацией и контролем. Эта профессия требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.                                                                                     

деятельности

  Менеджер по персоналу осуществляет весь цикл работ с персоналом: от изучения рынка труда и найма персонала до ухода специалиста на пенсию или увольнения. Он разрабатывает стратегию управления персоналом, кадровую политику и  планирование кадровой работы; обеспечивает предприятие кадрами необходимой квалификации; анализирует кадровый  потенциал, прогнозирует и определяет потребность в специалистах; проводит маркетинг персонала; поддерживает деловые связи со службами занятости; планирует организацию и контроль подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и руководителей; комплектует руководящими, рабочими кадрами и специалистами организацию с учетом перспектив ее развития.  Менеджер по персоналу создает и поддерживает  корпоративную культуру. Одной из самых важных  обязанностей менеджера по персоналу является обучение кадров, организация тренингов, обучающих семинаров,  предоставление консультативных  услуг в области управления человеческими ресурсами руководителям всех рангов, подготовка отчетов по соответствующим вопросам. Работа менеджера по персоналу жестко регламентирована инструкциями и нормами законодательства. 

Требования к знаниям и умениям специалиста

Для успешного освоения профессии менеджера  по персоналу необходимы базовые знания по математике, русскому языку, обществоведению. Желательно знание иностранных языков.

Менеджер по персоналу должен знать:

  • директивные и нормативные документы, регламентирующие деятельность по управлению персоналом;
  • основы экономики, предпринимательства и ведения бизнеса;
  • основы маркетинга;
  • современные концепции управления персоналом;
  • основы трудового законодательства;
  • основы трудовой мотивации и системы оценки персонала;
  • формы и методы обучения и повышения квалификации кадров;
  • порядок разработки трудовых договоров;
  • организационную структуру управления  и ее кадровый состав;
  • стандарты делопроизводства (классификацию документов, порядок оформления, регистрации, прохождения, хранения);
  • методы сбора, обработки и анализа информации с применением современных технических средств коммуникаций и связи, компьютера, интернета, электронной почты;
  • теорию межличностного общения, конфликтологию.

Менеджер по персоналу должен уметь:

  • организовывать работу с персоналом в соответствии с общими целями развития организации и конкретными направлениями кадровой политики для достижения его эффективного использования и профессионального совершенствования;
  • комплектовать организацию работниками необходимых профессий, специальностей и квалификации;
  • определять потребность в персонале, изучать рынок труда с целью обеспечения своего предприятия необходимыми кадрами;
  • осуществлять подбор, отбор и найм персонала;
  • организовывать обучение персонала, координировать работу по повышению квалификации и развитию деловой карьеры сотрудников;
  • доводить информацию по кадровым вопросам и важнейшим кадровым решениям до всех работников;
  • проводить оценку результатов трудовой деятельности работников, аттестации, конкурсы на замещение вакантных должностей;
  • совместно с руководителями структурных подразделений принимать решения по вопросам найма, перевода, продвижения по службе, понижения в должности, наложения административных взысканий и увольнения работников;
  • разрабатывать систему оценки деловых и личностных качеств, мотивации должностного роста работников;
  • консультировать руководителей разных уровней по вопросам организации управления персоналом;
  • принимает участие в планировании социального развития коллектива, разрешении трудовых споров и конфликтов;
  • составлять и оформлять трудовые договоры и контракты, вести  личные дела работников;
  • руководить своими подчиненными.

 
Требования к индивидуальным особенностям специалиста  

Для успешной деятельности в качестве менеджера по персоналу необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

  • высокий уровень коммуникабельности;
  • высокий уровень самоконтроля;
  • способность к психологическому влиянию;
  • позитивное мышление;
  • креативность;
  • развитое внимание;
  • способность концентрироваться на задаче и быстро переключаться с одной задачи на другую;
  • развитые лексические и логические (аналитические) способности;
  • выраженная склонность к управленческой работе;
  • высокая эмоциональная устойчивость.

 
Условия труда   Менеджер по персоналу работает в условиях интенсивного высокоинтеллектуального умственного труда, обычно в офисном помещении.  

Медицинские противопоказания

 

Медицинские ограничения для менеджера по персоналу:

  • некорректируемые нарушения зрения и слуха;
  • вирусоносительство (туберкулез и т.п.);
  • выраженные дефекты речи;
  • серьезные заболевания сердечно – сосудистой системы;
  • нервно-психические заболевания.

 
Базовое образование Профессия менеджера по персоналу требует получения высшего образования или дополнительной курсовой подготовки на базе высшего или профессионального образования.

Пути получения профессии

  • ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»;
  • ФГБОУ ВО «Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнева» – опорный университет;
  • ФГБОУ ВО «Красноярский государственный аграрный университет»;
  • ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева»;
  • Красноярский институт железнодорожного транспорта – филиал ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет путей сообщения».

  Менеджеры  по персоналу требуются в каждой современной организации (торговых компаниях, строительных компаниях, здравоохранении, государственных и негосударственных фондах, кадровых и рекрутинговых агентствах, консалтинговых и аудиторских организациях, туристических компаниях, рекламных агентствах и многих др.)  

Перспективы карьерного роста

  Карьерный путь менеджера по персоналу предполагает повышение в должности до директора по персоналу или руководителя различных направлений деятельности системы управления персоналом. Данный карьерный путь предполагает, что, достигнув определенного профессионального опыта, менеджер может открыть свой бизнес.  При выборе данного направления  карьеры рекомендуется реалистично оценивать свои сильные стороны и зоны риска.

Источник: https://trud.krskstate.ru/professiograms/detail/a76b6a74-8adf-4dfd-b9e7-ad4ebbd42838

Профессиограмма менеджера по персоналу

Профессиограмма менеджера по персоналу

Менеджер по персоналу – это специалист, осуществляющий полный цикл работ с сотрудниками предприятия

 В условиях современной рыночной экономики работа с кадрами расширяется, усложняется и наполняется новым содержанием. Все это ознаменовало появление новой профессии – менеджер по персоналу.

Теперь в компетенцию специалиста кадровой службы входит не только кадровое делопроизводство, но и поиск, отбор, расстановка и решение многих других вопросов и проблем, связанных с персоналом организации.

Это сложная и ответственная деятельность напрямую связана с фактором конкурентоспособности компании.

Стать профессионалом в данной области в числе прочих методов и инструментов поможет и профессиограмма менеджера по персоналу. 

Профессиограмма менеджера по персоналу

Суть профессии

Менеджер по персоналу – это специалист, осуществляющий полный цикл работ с сотрудниками предприятия: от мониторинга рынка труда и найма до увольнения с работы.

Обязанности менеджера по персоналу

В круг обязанностей менеджера по персоналу может входить:

  • Определение потребности конкретной организации в персонале
  • Изучение рынка труда, поиск источников для подбора сотрудников
  • Обеспечение укомплектованности предприятия работниками нужных профессий и квалификаций
  • Осуществление подбора кадров, в том числе размещение вакансий в СМИ, анализ полученных резюме, проведение собеседований с кандидатами, диагностика их профессиональных качеств
  • Организация конкурсов на замещение вакантной должности среди работников компании
  • Организация работы с персоналом с учетом общих целей развития предприятия, текущими направлениями кадровой политики
  • Доведение информации по кадровому решению (например, изменения, дополнения в условиях труда и пр.) до всех работников
  • Разработка систем оценки деловых, личностных качеств сотрудников, их мотиваций, компетенций и пр.
  • Проведение оценки результатов текущей трудовой деятельности работников
  • Организация обучения персонала силами самого учреждения (например, наставничество) или при помощи приглашенных специалистов
  • Координация работы по повышению квалификации сотрудников, развитию их карьеры на предприятии
  • Проведение аттестации
  • Консультирование руководителей по вопросу организации работы с персоналом
  • Обсуждение с руководителями структурных подразделений вопросов найма, перевода, продвижения по карьерной лестнице, понижения в должности, наложения административных взысканий, увольнения работников
  • Ведение кадровой документации по персоналу организации, в том числе трудовые договора, личные дела и пр.
  • Разработка, поддержание корпоративного духа и стиля предприятия
  • Проведение мероприятий для сплочения сотрудников, повышения их мотивации
  • Составление отчетов о проделанной и планируемой работе

В целом конкретный список обязанностей менеджера по персоналу зависит от размера компании, политики ее руководства, количества штатных единиц в службе по управлению персоналом.

Условия работы менеджера по персоналу

Рабочий день менеджера по персоналу, как правило, ненормированный

 Рабочий день менеджера по персоналу, как правило, ненормированный. Причина тому – работа с соискателями, трудящимися в настоящее время в другой компании. Потому организация встречи с ними проходится либо на раннее утро, либо на вечер (до начала или после окончания их трудового дня).

Возможны командировки (выезд в филиалы или региональные представительства компании) для налаживания, осуществления и контроля над повсеместной работой с персоналом предприятия.

Требования к уровню подготовки менеджера по персоналу

Менеджер по персоналу – это специалист, знающий:

  • Законодательные, нормативные акты, регламентирующие трудовую деятельность (особенно Трудовой кодекс РФ)
  • Основы предпринимательства и ведения бизнеса, маркетинга, менеджмента, производственной педагогики, социологии, психологии и конфликтологии
  • Современные концепции в области управления персоналом, в том числе отечественный  зарубежный опыт
  • Правила и нормы охраны труда
  • Систему оценки персонала
  • Методы и формы обучения, повышения квалификации сотрудников
  • Основы трудовой мотивации
  • Структуру управления организацией, ее кадровый состав
  • Основы кадрового делопроизводства
  • Этику делового общения

Менеджер по персоналу – это, как правило, специалист с высшим образованием. Наряду с профильным оно может и педагогическим, и психологическим, и экономическим.

Необходимые способности для успешного овладения профессией

    • Коммуникативные (в том числе умение разбираться в людях, умение активно слушать, умение находить индивидуальный подход к людям)
    • Организаторские
    • Высокая самоорганизованность (особенно в области планирования времени)
    • Нацеленность на результат
    • Отсутствие боязни принимать самостоятельные решения
    • Эрудиция
    • Грамотная речь

Работа менеджера по персоналу – это непростое сплетение рутинных и творческих задач

     Личные качества:
  • Наблюдательность
  • Проницательность
  • Интуиция
  • Внимательность к деталям
  • Отличная память
  • Общительность
  • Находчивость
  • Эмоциональная устойчивость
  • Беспристрастность
  • Деликатность 

Возможности для карьерного роста

Профессия «менеджер по персоналу» в настоящий момент очень востребована. Карьерный рост зависит от величины компании и количества штатных единиц в службе по управлению персоналом.

В любом случае возможны следующие пути:

  • Рост до должности «руководитель кадровой службы»
  • Переход в другую более крупную компанию
  • Переход на работу в кадровое агентство либо на биржу труда

Менеджер по персоналу – подхожу или нет?

Работа менеджера по персоналу – это непростое сплетение рутинных и творческих задач. С одной стороны она требует точного следования инструкциям и скрупулезного отношения, с другой – креатива, фантазии при поиске новых решений и пр.

У вас, конечно, может возникнуть вопрос: подходите ли вы на эту должность? Однако помните, сомнения присущи каждому, а попробовать все же стоит. Ведь личность формируется именно в процессе деятельности. Удачи вам и терпения!

Источник: http://www.signos.ru/professiogramma-menedzhera-po-personalu.html

ЗнатокПрав
Добавить комментарий