Трехсторонний договор подряда заказчик генподрядчик субподрядчик

Заключение договора строительного субподряда

Трехсторонний договор подряда заказчик генподрядчик субподрядчик

Ситникова С. И. Заключение договора строительного субподряда // Молодой ученый. — 2017. — №45. — С. 144-147. — URL https://moluch.ru/archive/179/46264/ (дата обращения: 19.11.2019).



При организации строительства крупных объектов проводятся тендеры, на которых заключается договор строительного подряда.

В таком договоре нередко прописывается возможность заключения договора субподряда, который дает возможность привлечь со стороны генерального подрядчика третьих лиц (субподрядчики) к выполнению работ на строительном объекте.

Отметим, что гражданское законодательство в целом и Гражданский кодекс в частности не содержит специальных норм, регулирующих отношения, возникающих в ходе исполнения договора строительного субподряда, что является определенной проблемой.

В основном стороны руководствуются общими нормами главы 28 «Заключение договора» Гражданского кодекса.

Исходя из отсутствия правовых норм в области заключения договора строительного подряда, делаем выводы, что научная литература по данному вопросу также почти отсутствует. Вопросы строительного субподряда отчасти затронуты в диссертации О. Г.

Ершова, который рассматривает строительный подряд в целом. Он отдельно говорит, что литературы по строительному подряду практически нет, есть отдельные исследования по различным элементам договора.

Можно выделить несколько причин такого отношения юридической науки к строительному подряду:

  1. экономика в Советском союзе основывалась на планировании, это накладывало определенные отпечатки и на юридическую отрасль;
  2. многие авторы исследуют договор подряда без анализа нормативно-технической документации в строительстве, а она также влияет и на ответственность сторон по договору;
  3. нормы об ответственности сторон договора стройподряда могут не соответствовать современной экономике, поэтому их применение становится затруднительным.

Важно таким образом проработать нормы заключения договора строительного субподряда, которые позволили бы развить современное строительное законодательство.

Современные договора строительного субподряда имеют как плюсы, так и минусы. Рассмотрим их подробнее.

Таблица 1

Плюсы иминусы договора субподряда

ПлюсыМинусы
Специалист может договориться о более выгодных условиях, если аналогичных сотрудников на рынке немногоСубподрядчики получат оплату только в том случае, если основной заказчик оплатил работы по договору, таким образом есть риск возникновения споров по оплате работ
У генерального подрядчика возникают расходы на техническое оснащение строительных работ
Субподрядчик получает более низкую оплату, чем генеральный подрядчик, поскольку тот является посредником
У субподрядчика есть возможность заключить выгодный договор на строительство, когда нет выхода на прямого заказчика, что особенно характерно для договоров, заключаемых на торгахСубподрядчик постоянно ищет новые заказы, поскольку договоры строительного субподряда часто заключаются на конкретные небольшие работы и на непродолжительный период.
Субподрядчик может работать без допуска СРО, если он есть у генерального подрядчика

Особенности заключения договора строительного субподряда

Субподряд в строительстве характерен тем, что генеральный подрядчик привлекает специалистов в области строительства со стороны, заключая с ними субдоговор. У генерального подрядчика в основном договоре не должно быть прописано никаких запретов на заключение субподряда. При этом заказчик рискует:

– привлечением к работе над строительством таких субподрядчиков, качественные услуги которых вызывают сомнения;

– отказом субподрядчиков от выполнения работ по договору из-за неоплаты основным подрядчиком их работ.

Как же нивелировать эти риски?

Риск 1. Оказание некачественных услуг по договору субподряда

При заключении основного договора строительного подряда на крупный объект заказчик практически всегда уверен в качестве работ основного подрядчика, поскольку такие договоры оформляются по итогам тендеров.

Но подрядчик, если нет запрета на выполнение работ генеральным подрядчиком, вправе привлечь третьих лиц по договору субподряда. И эти лица уже не настолько мотивированы оказывать качественные услуги.

Данного риска можно избежать следующим образом:

  1. установить запрет в основном договоре строительного подряда на привлечение к выполнению работ третьих лиц самостоятельно, без согласования с основным заказчиком;
  2. ограничить подрядчика привлекать других специалистов по субдоговору для выполнения конкретных работ (генеральный заказчик может сам выбирать субподрядчика);
  3. установить контроль работ субподрядчиков;
  4. прописать в основном договоре субподряда возможность предъявить претензию субподрядчику.

Разберем эти случаи подробнее.

Установление запрета восновном договоре строительного подряда на привлечение других лиц квыполнению работ самостоятельно.

В основном договоре риск оказания некачественных услуг можно нивелировать установлением запрета на самостоятельный подбор генеральным подрядчиком субподрядчика, при этом генеральный подрядчик должен согласовать с основным заказчиком кандидатуры и компании, которые хотят работать по договору субподряда. Например, можно прописать такую формулировку «Подрядчик обязан согласовать в письменной форме кандидатуры привлекаемых им к работам по основному договору специалистов. При этом Подрядчик обязан предоставить Заказчику расценки потенциальных субподрядчиков (не менее пяти)».

По итогам реквизиты выбранных специалистов генеральный подрядчик отсылает в соответствующем письме, также генподрядчик прикладывает документы, свидетельствующие о предполагаемом качестве выполняемых работ (свидетельства, сертификаты и др.). Заказчик должен направить ответное письмо, в котором сообщает о своем решении. Если такое письмо не получено — субподрядчик приступает к работе, при этом его кандидатура считается выбранной основным заказчиком.

Ограничение подрядчика вправе привлекать других специалистов по договору для выполнения конкретных работ.

В данном случае можно указать конкретный объем работ, который должен выполнить субподрядчик по договору субподряда, а также привести список конкретных организаций, с которыми можно заключить договор субподряда.

Желательно прописать в договоре признаки субподрядчика, который качественно выполняет возложенный на него объем работ (например, указать, что субподрядчик должен иметь необходимую квалификацию, обладать необходимыми лицензиями и сертификатами).

Наконец, данное ограничение действует и в отношении конкретных задач по договору субподряда — то есть можно прописать необходимые работы, которые требуют привлечения специалистов, обладающих всеми навыками для их выполнения.

Интересный момент: Гражданский кодекс прямо не запрещает заказчику выступать в роли субподрядчика по договору.

Однако если стороны в договоре субподряда установили соответствующее ограничение на право подрядчика заручиться поддержкой субподрядчиков в выполнении нужного объема работ, но данное положение в договоре было нарушено (а именно подрядчик все-таки привлек сторонних специалистов для исполнения сделки), то:

  1. суд признает такой договор ничтожным;
  2. либо же подрядчик понесет ответственность за причиненный убыток, который может возникнуть из-за участия субподрядчиков в договоре субподряда;
  3. заказчик вправе расторгнуть договор субподряда в суде на основании пп. 1 п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса РФ (то есть на основании существенного нарушения условий договора генеральным подрядчиком). Однако заказчик должен доказать существенность такого нарушения, то есть доказать, что в результате привлечения сторонних лиц в качестве субподрядчиков он понес значительные убытки;
  4. заказчик может применить к генеральному подрядчику санкции за привлечение сторонних специалистов, например, назначить штраф по договору. При этом штраф может быть установлен в договоре без предварительного согласования с генеральным подрядчиком.

В качестве доказательства привлечения сторонних специалистов как субподрядчиков по договору может быть договор субподряда, переписка между сторонами, отчеты подрядчика и субподрядчика и т. д.

Установить контроль за работой субподрядчиков.

В договоре субподряда сторонам необходимо предусмотреть контроль за исполнением договора субподрядчиками с предоставлением отчета по выполненным работам.

Генеральный подрядчик вправе давать указания субподрядчику по выполнению работы в рамках договора субподряда, а также получать необходимую информацию по соответствующему запросу о ходе выполнения договора.

Генеральный подрядчик также вправе осуществлять контроль качества за поставляемым субподрядчиком оборудованием, инвентарем, материалов и конструкций, различной документации, сертификатов и технических паспортов.

Установление претензионного порядка разрешения споров ссубподрядчиком. По общему правилу за действия субподрядчиков перед основным заказчиком отвечает генеральный подрядчик (п. 3 ст. 706 ГК РФ).

Для установления правильного претензионного порядка разрешения споров с субподрядчиком необходимо изменить как основной договор подряда, так и договор субподряда либо заключить трехстороннее соглашение между генеральным подрядчиком, субподрядчиками и заказчиком.

Риск 2. Отказ субподрядчиков от выполнения работ по договору из-за неоплаты основным подрядчиком их работ

В первую очередь такой риск возникает из-за того, что генеральный подрядчик не получил вовремя оплату от основного заказчика или заказчик вовсе не рассчитался с генеральным подрядчиком, мотивируя это претензиями к качеству и сроку выполнения оказанных работ. Кроме того, генеральный подрядчик рискует лишиться предоплаты по договору, если не согласует указанный объем работ.

Подрядчик может получить оплату по договору, если докажет, что сложившиеся подрядные отношения имели место еще до заключения договора подряда. При этом фактическое отсутствие договора не освобождает заказчика от обязанности совершить оплату по нему.

Пожалуй, наиболее надежный способ избежать этих рисков — подписание сторонами технической документации, которая прилагается сторонами к договору. Также в самом договоре необходимо прописать конкретный объем работ и их содержание, тогда договор будет считаться заключенным. При этом в самом договоре необходимо точное указание состава и содержания технической документации.

Если предмет договора субподряда подробнее описан в дополнительных соглашениях, то лучше их подписывать одновременно с основным договором.

Заключение

В ходе заключения договора строительного субподряда рекомендуем сторонам:

  1. документировать все просрочки сторон. Это поможет избежать многочисленных проблем, начиная от отсутствия доступа к объекту и заканчивая внесением оплаты за выполненные услуги. Более того, сторонам стоит подробно составлять техническую документацию — это послужит основным доказательством заключения договора, если стороны еще не успели его подписать, а уже столкнулись с проблемами по сделке;
  2. проверить, установлены ли в договоре его предмет и срок выполнения работ. Крайне желательно обозначить цену договора — в некоторых судах такое условие признается существенным. Что касается предмета договора, то лучше всего подробно расписать, какие конкретно работы планируется проводить субподрядчиком. Если в договоре имеются ограничения на привлечение субподрядчиков, необходимо указать признаки, которым должны отвечать сторонние специалисты, работающие на объекте в рамках договора субподряда. Срок выполнения работ по договору субподряда должен включать как его начало, так и окончание. При этом должны быть установлены конкретные даты начала и окончания работ, иначе есть риск признания договора субподряда незаключенным.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/179/46264/

Генподрядчик и субподрядчик

Трехсторонний договор подряда заказчик генподрядчик субподрядчик

Генподрядчик и субподрядчик это два основных участника реализации проекта, после прохождения стадии проектирования:

  • Генеральный подрядчик – это юридическое лицо (организация или гражданин), которое принимает на себя исполнение работ по контракту (договору подряда), привлекая к этому процессу других лиц – субподрядчиков. Генеральный подрядчик может основную часть работ выполнять сам, а может передать для выполнения все задачи субподрядчикам, отставив за собой функцию координатора и посредника между заказчиком и субподрядчиком.
  • Субподрядчик, соответственно, – это лицо (организация со статусом юридического лица или гражданин), привлекаемое генеральным подрядчиком к работе над проектом.

В масштабном строительстве и на линейных объектах (транспортных магистралях, трубопроводах, при возведении линий электропередач и др.

) генподрядчик, как правило, привлекает несколько субподрядных организаций, координируя их и свои действия.

Отношения, в которых состоят генеральный подрядчик и субподрядчик, в первую очередь, регулируются статьёй 706 Гражданского кодекса РФ. Эта же статья определяет ответственность генподрядчика перед заказчиком.

Договор подряда или законодательство может обязать генподрядчика лично выполнить ту работу, которую он на себя принял.

Если такого условия нет, то подрядчик имеет право передать часть своих обязанностей (или все целиком) другим лицам, которые в этот момент приобретают статус субподрядчиков, а сам подрядчик – статус генерального подрядчика. Об этом говориться в пункте 1 статьи 706 ГК РФ. Помимо этого, из текста статьи следует, что:

  1. подрядчик несёт ответственность перед заказчиком за убытки, если такие последовали из-за привлечения субподрядчика с нарушением пункта 1 статьи,
  2. генподрядчик несёт ответственность перед заказчиком за нарушение договорных обязательств со стороны субподрядчика, и наоборот – несёт ответственность перед субподрядчиком за нарушение заказчиком своих договорных обязательств,
  3. заказчик может привлекать для выполнения отдельных работ третьих лиц напрямую (с взаимной ответственностью друг перед другом), но такой прямой договор может быть заключён с согласия генерального подрядчика.

В остальных случаях заказчик и субподрядчик не могут предъявлять друг другу претензий (в том числе – финансового характера), если законом или соглашением не предусмотрено иное.

В статье 707 (регламентирующей участие в работе нескольких лиц) предусмотрена возможность привлечения к работе двух и более субподрядных организаций. Это потребует от заказчика чёткого и скоординированного распределения объёма и графика работ (например, с помощью формы совмещённых графиков строительства).

При этом каждый субподрядчик сам может параллельно выступать генеральным подрядчиком, а может заключать «двойной субподряд» – самостоятельно привлекать для выполнения взятой на себя функции ещё одну субподрядную организацию. Это законодательством не запрещено.

При этом, в структуре проекта, наряду с ролью генерального подрядчика, появляется роль и генерального субподрядчика.

Особенности договорных отношений

Новые форматы договорных связей, которые становятся альтернативой классическим конструктам, возникают как способ найти максимально эффективные пути взаимодействия между участниками проекта с учётом актуальных экономических реалий и конкретных условий, возникших на проекте.

К такой вариантной форме можно отнести, например, трёхсторонний договор между заказчиком, генподрядчиком и субподрядчиком или включение в структуру отношений фигуры субгенподрядчика, который функционально становится агентом генерального подрядчика и работает в его интересах.

При реализации классической схемы заказчик может просто не знать, какие лица, в конечном счёте, участвуют в реализации проекта, что становится ещё одной причиной его вмешательства в договорные отношения «генподрядчик-субподрядчик» на правах третьей стороны.

Чтобы устранить недостатки подобного неведения с сохранением традиционной формы, практикуют создание списков согласованных субподрядчиков. Такие списки становятся составной частью договора генподряда.

Благодаря им заказчик не заключает соглашения с субподрядчиком, но может влиять на его правовое положение.

В данном варианте, заказчик получает возможность отказаться от привлечения какой-либо сомнительной, с его точки зрения, субподрядной компании или ограничить спектр поручаемых ей работ. Это можно трактовать как ограничение свободы договора между генподрядчиком и субподрядными организациями.

Но в судебной практике, судя по прецедентам, составление списка рассматривается в качестве свидетельства осмотрительности субъекта хозяйственной деятельности в выборе контрагента. При этом предполагается, что список представлен на рассмотрение заказчика ещё до заключения договора подряда.

В тех случаях, когда подписанию договора предшествуют тендеры, список субподрядчиков включается в конкурсное предложение генподрядчика, что учитывается заказчиком при выборе участника торгов.

Однако, в данном случае, речь идёт о частных проектах, поскольку объём и содержание пакета документов для участников, отбираемых на строительные работы для муниципальных и государственных нужд, определён Федеральным законом.

Если при таких условиях список субподрядчиков генеральным подрядчиком и представляется, то это рассматривается уже как личная (необязательная) инициатива.

Некоторую сложность составляет и процесс замены субподрядчика в ходе реализации работ (а также перераспределение обязанностей между лицами, задействованными в субподряде).

Если на правовой статус субподрядчика влияет заказчик, то генподрядчику нужно будет брать у него письменное согласие на это или составлять дополнение к договору.

Если же по настоянию заказчика генподрядчик откажет субподрядчику в одностороннем порядке, то заказчик не будет нести ответственность за правовые последствия и, например, выплачивать возмещение субподрядчику, поскольку не связан с ним соглашением.

Финансовые отношения между субподрядчиком и генподрядчиком

В классическом варианте, согласно 706-ой статье ГК, генеральный подрядчик, как посредник между заказчиком и субподрядчиком, несёт ответственность (в том числе – финансовую) перед одним участником за нарушение договорных обязательств со стороны другого участника. Однако условия некоторых договоров требуют разъяснений в следующих ситуациях.

Часто в договорах субподряда вносится пункт, по которому генеральный подрядчик оплачивает субподрядчику его работу спустя определённое время после того, как сам получит оплату от заказчика. Правомерность этого условия ставится под сомнение.

Вопрос актуализируется в тех случаях, когда заказчик задерживает выплату генподрядчику, и эта задержка автоматически отражается на выплатах субподрядчику.

Исходя из судебной практики, сам пункт договора, связывающий оплату субподрядчика с оплатой заказчика, скорее всего, будет признан незаконным (противоречащим п.3 статьи 706). Солидарная обязанность (генподрядчика и заказчика) в этом случае тоже не наступает.

Генподрядчик обязан будет лично оплатить работу субподрядчика в любом случае, если та произведена без нарушений.

Статья 706 в пункте 4 допускает заключение заказчиком (по договорённости с генподрядчиком) прямого контракта с третьим лицом (субподрядчиком). К такому соглашению тоже применим регламент, касающийся договора подряда.

Если субподрядчик, со своей стороны, по каким-либо причинам хочет связать оплату с заказчиком, то он должен напрямую заключить с заказчиком на выполнение отдельных работ или в договорах субподряда и генподряда сразу предусмотреть прямую форму расчёта (минуя генподрядчика).

Речь об оплате субподрядчиком услуг генерального подряда. Такой процент должен компенсировать затраты (расходы) на отдельные конкретные услуги, оказываемые генподрядчиком субподрядчику. расходов здесь – это затраты, связанные:

  • с обеспечением техдокументацией,
  • с координацией работ субподрядчика,
  • с приёмкой работ и сдачей их заказчику,
  • с обеспечением пожарной и сторожевой охраны и др.

Субподрядные договоры такой платёж устанавливают либо в форме перечисления денег на счёт генерального подрядчика, либо (что чаще) в форме зачёта стоимости услуг.

В среднем, размер такого перечисления составляет 1%-4%, в зависимости от вида услуг (по отдельным счетам и ежемесячно). Но некоторые генеральные подрядчики «аппетитами» и взыскивают и с субподрядчика 10%-15%, и с заказчика те же процентные отчисления.

Такие генподрядчики нередко включают в договор субподряда пункт о генподрядном проценте «по умолчанию», что даёт основание субподрядчикам воспринимать данный процент как и аналог «отката».

Альтернативой становится практика внедрения коэффициента снижения цены, который выполняет ту же функцию, что и процент, и позволяет при расчётах скорректировать цену, что юридически не считается изменением договорной цены.

В заключение, надо обратить внимание на отличие субподрядчика от поставщика. Поставщик материалов и оборудования подписывает с генеральным подрядчиком договор поставки (купли-продажи) и, соответственно, их отношения регламентируются законодательством, определяющим права и обязанности сторон по контракту поставки, а не по договору подряда.

Отзывы, комментарии и обсуждения

Источник: https://finswin.com/projects/uchastniki/genpodryadchik-i-subpodryadchik.html

Статья: Заказчик – генподрядчик – субподрядчик: правила игры (Беляева О.А.) (

Трехсторонний договор подряда заказчик генподрядчик субподрядчик
“Право и экономика”, 2009, N 3ЗАКАЗЧИК -ГЕНПОДРЯДЧИК – СУБПОДРЯДЧИК: ПРАВИЛАИГРЫВ последние годы практика подрядныхотношений вырабатывает новые формыдоговорных связей. Так, заключаютсятрехсторонние договоры, в которыходновременно участвуют заказчик,генеральный подрядчик и субподрядныеорганизации.

Хотя веских аргументов противтакого договора нет, возможна некотораяпутаница с использованием традиционнойтерминологии в нетрадиционной договорнойконструкции. Избежать ее можно, назвавконтрагентов иначе.

Например, зарубежныестроительные компании, заключаяаналогичные трехсторонние договоры,именуют контрагентов как “заказчик” (иногда”работодатель”), “инженер” (не путать синженером, осуществляющим техническийнадзор на основании ст. 749 ГК РФ),”подрядчик”.

Помимо этого, традиционнаясхема генподрядных взаимоотношенийдублируется в договоре простоготоварищества (о совместной деятельности),где в товарищах фигурируют не толькозаказчик и генподрядчик, но также инвесторили, как вариант, банк, открывший кредитнуюлинию для реализации строительногопроекта.

Еще одной, на мой взгляд, весьмаэкзотичной, но тем не менее получившейпрактическое применение схемой выступаетвнедрение фигуры субгенподрядчика,который, по сути, выполняет агентскиефункции в интересах генеральногоподрядчика.

СогласованныесубподрядчикиЕсли из закона илидоговора не вытекает обязанностьподрядчика выполнить предусмотреннуюдоговором работу лично, подрядчик вправепривлечь к исполнению своих обязательствсубподрядчиков (п. 1 ст. 706 ГК РФ).

Заключаядоговор подряда, в котором специально неоговорены требования к тому, что работадолжна быть выполнена непосредственноподрядчиком, заказчик рискует попросту незнать, какими лицами в конечном итогереализуются договорные условия. Промежуточной формой между схемами”заказчик – генеральный подрядчик -субподрядчик” и “заказчик – соподрядчики”(ст.

707 ГК РФ) является довольно модныйсейчас список согласованныхсубподрядчиков. Используя этот список каксоставную часть генподрядного договора,заказчик не вступает в договорныеотношения с субподрядчиками. Тем не менееон влияет на их правовое положение.Допустим, заказчик может не согласовать сконкретной организацией в качествесубподрядчика объемы и (или) видыпоручаемых ей работ.

Субподрядный договор сэтой организацией не будет заключенгенеральным подрядчиком. Можно сказать, чтодоговорное условие о списке согласованныхсубподрядчиков в определенной степениограничивает свободу договора в отношенияхгенерального подрядчика с субподряднымиорганизациями.

Список согласованных сзаказчиком субподрядчиков в современнойсудебно-арбитражной практикерасценивается как свидетельствоосмотрительности хозяйствующего субъектав выборе контрагентов . Он представляетсяна рассмотрение заказчика до заключениядоговора строительного подряда.

Еслидоговору предшествуют торги, то списоксубподрядчиков включается в конкурсное(тендерное) предложение участника торгов.Этот список будет, конечно, учитыватьсязаказчиком при определении победителяторгов . ——————————–

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 6марта 2007 г. по делу N А40-79963/06-129-510;Постановление ФАС Московского округа от 10сентября 2007 г.

N КА-А40/9158-07 по делу NА40-77259/06-108-450.
Речь идет о торгах,проводимых для частных интересов. Еслиговорить об аукционах на выполнениестроительных работ для государственных имуниципальных нужд, то перечень требуемыхот участников размещения заказа документовустановлен законодательствомисчерпывающим образом.

Поэтому участникразмещения заказа, претендующий наполучение соответствующего строительногоподряда, может сообщить о списке своихсубподрядчиков лишь в инициативном порядке(ч. 4.1 ст. 10, ч. 2.1 ст. 11, ч. 3 ст. 35 Федеральногозакона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ “О размещениизаказов на поставку товаров, выполнениеработ, оказание услуг для государственных имуниципальных нужд”).

В процессеисполнения договора может возникнутьнеобходимость замены субподрядчика и (или)перераспределения видов или объемов работмежду существующими субподряднымиорганизациями. Для этого генеральномуподрядчику потребуется письменноесогласие заказчика, которое может бытьвыражено в письме или дополнительномсоглашении к договору подряда.

Зачастуюзаказчик, недовольный ходом ведения работ,либо сам пытается вступить внепосредственные переговоры ссубподрядными организациями, либо требует,чтобы генеральный подрядчик отказался отдоговорных отношений с конкретнымсубподрядчиком, ненадлежащим образомвыполняющим свои обязательства.

Предположим, генеральный подрядчикпринимает претензии заказчика и водностороннем порядке отказывается отисполнения договора с субподрядчиком (ст. 717ГК РФ). Кто будет нести негативные правовыепоследствия такого отказа? Сторонамисубподрядного договора являютсягенеральный подрядчик и субподрядчик.

Заказчик не участвует в этом договоре, хотяи согласовывает с генеральным подрядчикомкандидатуры субподрядчиков. Обязательство,а также односторонний отказ от егоисполнения не могут создавать права иобязанности для лица, которое не участвуетв нем в качестве стороны (п. 3 ст. 308 ГК РФ).

Следовательно, оснований для того, чтобыобязать заказчика возместитьсубподрядчику убытки в связи содносторонним отказом генподрядчика отдоговора с ним, просто нет. Ответственностьв порядке регресса у заказчика также ненаступает.Расчеты: генподрядчик -субподрядчик…

Кто еще?Во многихсубподрядных договорах есть условие о том,что вознаграждение выплачиваетсясубподрядчику через столько-то дней послетого, как генеральный подрядчик получитсоответствующее вознаграждение отзаказчика. Правомерно ли такое условие?Допустим, заказчик не производит вустановленные сроки расчеты с генеральнымподрядчиком.

Может ли субподрядчикобратиться в суд с исковыми требованиями обоплате выполненных им работ одновременно кдвум субъектам – генеральному подрядчику изаказчику?

По общему правилу заказчик исубподрядчик не вправе предъявлять другдругу требования, связанные с нарушениемдоговоров, заключенных каждым из них сгенеральным подрядчиком.

Генеральныйподрядчик отвечает перед заказчиком задействия субподрядчиков. Генеральныйподрядчик несет ответственность передсубподрядчиком(-ами) за неисполнение илиненадлежащее исполнение заказчикомобязательств по договору подряда. Поэтомуоплата генеральным подрядчикомвыполненных субподрядчиком работ должнапроизводиться независимо от оплаты работзаказчиком генеральному подрядчику (п. 3 ст.

706 ГК РФ) . Условие договора, по которомуисполнение обязательства по оплатевыполненных работ ставится в зависимостьот исполнения своего обязательства третьейстороной, не являющейся стороной подоговору субподряда, незаконно .

Взаимоотношения заказчика с генеральнымподрядчиком не должны оказывать влияние наимущественное положение субподрядчика, втом числе в связи с неоплатой(несвоевременной оплатой) работ по договоругенерального подряда. ——————————–

Постановление ФАССеверо-Кавказского округа от 27 июня 2007 г. NФ08-3717/2007 по делу N А20-3913/2006.

Постановление ФАС Западно-Сибирскогоокруга от 20 февраля 2006 г. N Ф04-456/2006(19806-А81-24),Постановление ФАС Северо-Кавказскогоокруга от 8 февраля 2007 г. NФ08-7002/2006.

Конечно, когда генеральныйподрядчик мотивирует неоплату работ,выполненных субподрядчиком, отсутствиемсоответствующего платежа от заказчика,можно предположить возникновение у этихлиц солидарной обязанности передсубподрядчиком, особенно если подобноеусловие было включено в текстсубподрядного договора. Тем не менее это нетак.

Условие договора субподряда об оплатевыполненных работ после перечисленияденежных средств заказчиком генеральномуподрядчику не свидетельствует овозникновении солидарной обязанности узаказчика . ——————————–

Постановление ФАС Северо-Кавказскогоокруга от 25 января 2007 г. N Ф08-6809/2006.

Расчетысубподрядчика с заказчиком могутпроизводиться в случае, если между ними ссогласия генерального подрядчика заключендоговор на выполнение отдельных работ (п. 4ст. 706 ГК РФ) либо в договорах генеральногоподряда и субподряда стороныпредусмотрели, что расчеты за выполненныеработы заказчик производитнепосредственно с субподрядчиком, минуягенерального подрядчика (см. п.

9Информационного письма Президиума ВАС РФот 24 января 2000 г. N 51 “Обзор практикиразрешения споров по договорустроительного подряда” [1]; ПостановлениеФАС Волго-Вятского округа от 4 сентября 2006 г.по делу N А29-10684/2005-4э). Многие заказчикивключают в договор условия, обязывающиегенерального подрядчика своевременнорассчитываться с субподрядчиками.

Этовполне понятное желание заказчика, ведь отсвоевременной оплаты работ субподрядчикомзависит надлежащее исполнение договораподряда в целом. Только принудительнозаставить генерального подрядчика ихсоблюдать, пожалуй, нельзя.

За чтовзимается “генподрядный процент”?Долгоевремя в нашей стране существует интереснаяпрактика оплаты услуг генерального подрядасубподрядчиком – “генподрядный процент”, или”генподрядная наценка”.

Многие субподрядныедоговоры устанавливают такой платеж, какправило, в одной из двух форм: путемперечисления денежных средств на счетгенерального подрядчика либо путем зачетастоимости услуг генерального подряда всчет оплаты работы субподрядчика (это болеераспространенный вариант).

Но в этом случаев бухгалтерском учете обоих контрагентов (исубподрядчика, и генподрядчика) должнаотражаться операция по зачету встречныхдоговорных обязательств (ст. 410 ГК РФ).Безусловно, условие об оплате услуггенерального подряда должно включаться всубподрядные договоры не автоматически,как это, к сожалению, обычно бывает, а толькоесли для этого есть конкретныеоснования.

Сегодня в нашей странепродолжает действовать Положение овзаимоотношениях организаций – генеральныхподрядчиков с субподрядными организациями,утв. Постановлением Госстроя СССР иГосплана СССР от 3 июля 1988 г. N 132/109,регламентирующее как основания взыскания,так и размеры генподрядного процента.

Генподрядный процент призванкомпенсировать затраты на конкретныеуслуги, которые генеральный подрядчикоказывает субподрядчику.

К таким затратамотносятся: административно-хозяйственныерасходы генерального подрядчика, связанныес обеспечением технической документацией икоординацией работ, выполняемыхсубподрядчиком, приемкой работ отсубподрядчика и сдачей заказчику работ,выполненных субподрядчиком, разрешениемвопросов материально-техническогоснабжения; затраты по обеспечениюпожарно-сторожевой охраны, осуществлениюмероприятий по технике безопасности иохране труда, обеспечению субподрядчиканетитульными временными зданиями исооружениями, оказанию дополнительноймедицинской помощи. Субподрядчикежемесячно по отдельным счетам производитсоответствующие отчисления генеральномуподрядчику в процентах к сметной стоимостивыполненных субподрядчикомстроительно-монтажных работ. Размерпроцентного отчисления устанавливается взависимости от вида работ и составляет вразных случаях от 1 до 4%. Есть случаи,когда особо ретивые генеральные подрядчикине только взыскивают со своихсубподрядчиков по 10, а то и по 15%генподрядной наценки, но и умудряютсяполучать генподрядный процент сзаказчиков! Например, вознаграждениегенподрядчика составляет 100 руб., в процессепереговоров по заключению генподрядного исубподрядных договоров он озвучивает всвоей интерпретации “сказку” о генподряднойнаценке. В итоге в договоре появляетсяновая строка доходов генеральногоподрядчика: 10 – 15% он получит дополнительносо своего заказчика и такой же процентзаберет из суммы вознаграждения каждогосвоего субподрядчика. Безусловно,генподрядный процент может быть обоснован,но… взыскивать его допустимо лишь ссубподрядчиков, а не с заказчиков вразумных пределах и при условии фактическиоказанных генеральным подрядчиком услуг.Автоматическое применение генподрядногопроцента уже привело к тому, что зачастуюсубподрядчики называют его “откатом” зазаключение договора.

Альтернативойгенподрядному проценту является практикавключения в субподрядный договоркоэффициента договорного снижения цены, закоторым, конечно, скрывается тот жегенподрядный процент. В таком случае поокончании договора производится расчетокончательной цены с применениемпонижающего коэффициента. Окончательная(итоговая, скорректированная) цена,отличающаяся от первоначальносогласованной в договоре, не считаетсяизменением договорного условия о цене.Напротив, она свидетельствует о надлежащемисполнении договора, так как применениепонижающего коэффициента направлено насоблюдение договорных условий . ——————————–

Постановление ФАСПоволжского округа от 21 июля 2005 г. NА65-10933/99-СГ2-4.Литература1. Вестник ВАСРФ. 2000. N 3.АннотацияАвтор анализируетструктуру договорных связей с участиемгенерального подрядчика, характеризуетпоследствия включения в договор спискасогласованных субподрядчиков, приводитпримеры арбитражных решений,иллюстрирующих споры между генеральнымподрядчиком и субподрядчиком, критическиоценивает сложившуюся практику применениягенподрядного процента.О.А.Беляева К.ю. н., доцент кафедры макро- имикроэкономики Российско-немецкойвысшей школы управления Академиинародного хозяйства при ПравительствеРоссийской Федерации, ведущий научныйсотрудник Институтазаконодательства и сравнительногоправоведения при ПравительствеРоссийской Федерации, специалист вобласти корпоративного и договорногоправа Подписано в печать 04.03.2009

Источник: https://www.lawmix.ru/bux/31554

Все по одной теме Договор строительного подряда: заключение, исполнение, изменение и расторжение Автор Аналитическая редакция АПС «Бизнес-Инфо»

Трехсторонний договор подряда заказчик генподрядчик субподрядчик

В настоящее время договор строительного подряда – один из наиболее распространенных и значимых видов договора подряда.

Предметом договора строительного подряда является строительство объекта строительства или выполнение строительных, специальных, монтажных, пусконаладочных работ и возмездная передача объекта, результата строительных работ заказчику.

В предлагаемой подборке собраны аналитические статьи, судебная практика и образцы договоров, которые помогут вам соблюсти все правила и требования законодательства в части заключения, исполнения, изменения и расторжения договоров строительного подряда.

Справочно

Перечень видов работ и услуг, относящихся к строительной деятельности, см. здесь.

Подробнее о прочих договорах, наиболее часто применяемых в хозяйственной деятельности строительной организации, см. здесь.

1.1. Кто заключает договор строительного подряда

Предметом договора строительного подряда является строительство объекта или выполнение строительных, специальных, монтажных, пусконаладочных работ и возмездная передача объекта, результата строительных работ заказчику.

Подрядчиком в строительной деятельности не может быть физическое лицо.

Привлечение физического лица для выполнения строительных работ возможно только в рамках трудового законодательства.

С 2 июля 2016 г.

подрядчиком в строительной деятельности признается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и заключившие договор строительного подряда с заказчиком, застройщиком, инженером (инженерной организацией) в целях осуществления этой деятельности (абзац 24 ст.1 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» (далее – Закон № 300-З)).

Поскольку определения терминов «заказчик» и «подрядчик» даны в Законе № 300-З, а п.3 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.

1998 № 1450 (далее – Правила № 1450), предусмотрено, что для целей Правил № 1450 используются термины и их определения в значениях, установленных Законом № 300-З, то из Правил № 1450 исключен п.

4, которым было закреплено, что заказчиками и подрядчиками (генеральными подрядчиками, субподрядчиками) могут быть юридические и физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели) Республики Беларусь, других государств. Иными словами, физическое лицо подрядчиком в строительстве выступать не может.

Отношения сторон при заключении и исполнении договора строительного подряда регулируются:

• Гражданским кодексом Республики Беларусь (далее – ГК);

• Законом № 300-З;

• Правилами № 1450;

• Положением о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 18.11.2011 № 1553 (далее – Положение № 1553);

• Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (далее – Положение № 88).

Заказчик в строительной деятельности – юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, определяемое в соответствии с законодательством, финансирующее возведение, реконструкцию, реставрацию, ремонт, благоустройство объекта, снос, осуществляющее строительную деятельность с привлечением подрядчика в строительной деятельности, с привлечением либо без привлечения инженера (инженерной организации) на основании заключенного договора (абзац 12 ст.1 Закона № 300-З).

Справочно

Заказчик при строительстве объектов, финансируемых с привлечением средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, выполняет обязанности и имеет права заказчика, установленные Правилами № 1450 и иными актами законодательства, за исключением права самостоятельно принимать решения:

• об объемах выделения инвестиций и направлениях их использования;

• о передаче своих полномочий третьим лицам;

• о консервации или прекращении строительства объекта.

Для принятия решений по указанным вопросам заказчик вносит в установленном законодательством порядке предложения по объектам, строительство которых финансируется полностью или частично за счет средств:

• республиканского бюджета, – в Министерство экономики Республики Беларусь;

• местного бюджета, – в соответствующий местный исполнительный и распорядительный орган;

• государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, – распорядителям этих средств (п.15 Правил № 1450).

Генеральный подрядчик – подрядчик, привлекающий по договорам для выполнения отдельных своих обязательств других лиц (абзац 3 п.3 Правил № 1450).

Подрядчик в строительной деятельности – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие право на осуществление архитектурной, градостроительной и строительной деятельности и заключившие договор строительного подряда с заказчиком, застройщиком, инженером (инженерной организацией) в целях осуществления этой деятельности (абзац 24 ст.1 Закона № 300-З).

Договор заключается в простой письменной форме путем составления одного документа, который подписывается всеми участниками строительства.

Справочно

Альбом схем, определяющих последовательность действий при осуществлении инвестиционного проекта в строительстве, раскрывающих основные стадии этого процесса (от инвестиционного замысла до введения в эксплуатацию построенного объекта и его государственной регистрации) и установленные законодательством требования (условия, административные процедуры), соблюдение которых обязательно при прохождении этих стадий, утвержден постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 19.03.2018 № 14.

1.2. Заключению договора строительного подряда должна предшествовать процедура закупки: подрядные торги или переговоры

Законодательно установлены случаи, при которых выбор подрядчика осуществляется посредством проведения следующих процедур: подрядные торги или переговоры.

Подрядные торги – форма размещения заказов на строительство объектов, выполнение работ, оказание услуг при строительстве объектов, предусматривающая выбор подрядчика или исполнителя на основе конкурса.

Переговоры – форма размещения заказов на строительство объектов, закупку товаров (выполнение работ, оказание услуг) при строительстве объектов, предусматривающая определение подрядчика, исполнителя или поставщика, предложение которого удовлетворяет требованиям и условиям, изложенным в документации для переговоров (абзацы 15, 16 п.2 Положения № 88).

Подрядные торги проводятся в случаях, когда их проведение обязательно, если же нет, то проводятся переговоры.

В дальнейшем условия договора строительного подряда формируются:

• при проведении подрядных торгов (переговоров) – в соответствии с условиями и результатами этих процедур;

• при отсутствии оснований для проведения подрядных торгов – по соглашению сторон (пп.5, 6 Правил № 1450).

В случае осуществления закупок в строительстве за счет собственных средств организации требования о закупках товаров (работ, услуг) при строительстве, установленные законодательством, не применяются с 26 февраля 2018 г. (подп.4.4 п.4 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства»).

Таким образом, после вступления в силу указанного Декрета № 7 необходимость проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов сохраняется лишь при проведении данных закупок за счет бюджетных средств. При закупках из иных источников порядок проведения процедур закупок не регламентирован.

На основании вышеизложенного Минстройархитектуры полагает, что закупка товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, финансируемых за счет собственных средств юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляется на основании ЛНПА, утвержденных руководителями данных субъектов хозяйствования (письмо Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 26.03.2018 № 04-3-01/3918 «О разъяснении»).

Источник: http://bii.by/tx.dll?d=264350

ЗнатокПрав
Добавить комментарий